Сегодня на территории Брянской области самая большая часть неиспользуемых угодий приходится на невостребованные земельные доли. По приблизительным оценкам всего их насчитывается около полумиллиона гектаров.
За последние три года региону удалось сформировать в конкретные земельные участки около 1/5 от этого объема. Непосредственно вопросом узаконивания «невостреба» занималось управление имущественных отношений области.
Однако принятый в конце прошлого года Федеральный закон № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» откорректировал действующий порядок. Согласно законодательным нововведениям, полномочия по организации оформления невостребованных земельных долей в свою собственность будут переданы муниципалитетам.
И хотя изменения начнут действовать с 1 июля текущего года, уже сейчас главы муниципальных образований совместно с администрацией области, управлением имущественных отношений и комитетом по сельскому хозяйству вырабатывают механизм проведения этой работы. Именно эти вопросы и стали предметом обсуждения на прошедшем 15 февраля в администрации Брянского района совещании-семинаре, в котором принимали участие: начальник управления имущественных отношений Брянской области Д.А.Полещенко, начальник управления по работе с муниципальными образованиями администрации Брянской области А.А.Сахно, глава Брянского района А.В.Емельянов, заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям А.В.Обыденников, главы и другие представители муниципальных образований Брянского, Жирятинского, Выгоничского, Дятьковского и Карачевского районов.
Всего планируется провести 6 таких обучающих семинаров, главная цель которых – разъяснить вопросы формирования земельных участков в счет невостребованных земельных долей и оформления права собственности на них.Тем не менее, сама процедура обращения земли в собственность предполагает провести целый ряд сопутствующих мероприятий. Поэтому прежде чем каждый муниципалитет обзаведется собственным земельными активами, необходимо проинвентаризировать неучтенные земли, провести работу по их межеванию. На сегодня наработанный областью опыт оформления невостребованных земель в собственность облегчит поставленную задачу. Но остается еще большой «непроработанный» объем.
Однако установить собственника или пользователя надела, еще не значит гарантировать, что земля будет обрабатываться. Поэтому в продолжение разговора была затронута проблема муниципального земельного контроля.Напомним, что в декабре прошлого года в области был принят закон «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области». Подробно вопрос организации муниципального земельного контроля на оформленных землях и будущем зарегистрированном «невостребе» осветил заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям А.В.Обыденников.Андрей Вячеславович обратил внимание присутствующих на необходимость исполнения 94 закона, отметив, что вообще обязанность по осуществлению контроля возложена законом на муниципалитеты уже давно, однако осуществляется на местах бессистемно или не осуществляется вовсе. Это подтверждается данными обследовательских мероприятий.«На сегодняшний день полноценный эффективный земельный контроль не возможен при бездействии первичного звена – муниципалитетов, как никто другой знающих свою землю», – сказал А.В.Обыденников.Он также отметил, что земля в области является важнейшим компонентом окружающей среды и средством производства в сельском хозяйстве, поэтому она должна охраняться в качестве важнейшей составной части природы и основы осуществления хозяйственной деятельности.
Сегодня, когда сельскохозяйственная земля медленно, но все же становится востребованной, новый пользователь принимается за ее обработку без должного внимания к способам и методам земледелия. Стараясь получить от земли максимум, он не задумывается при этом о правилах рационального пользования природным ресурсом.
Анализируя результаты двухлетней работы, специалисты в сфере земельного контроля констатируют, что у брянских и смоленских сельхозпроизводителей в целом невысокий уровень земледельческой культуры. Пользователи земли еще не способны создавать оптимальные условия для роста, развития и формирования высокого урожая сельскохозяйственных культур экономически и экологически оправданными способами.Одним из условий почвенного плодородия является внесение удобрений. Но по приблизительным оценкам, агрохимикаты не применяют или применяют в недостаточном количестве более половины землепользователей.
Факты в подтверждение: по итогам проверки двух хозяйств Брянского и Стародубского района Брянской области в феврале т.г. в отношении должностных лиц возбуждены административные дела по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что при внесении азотных удобрений их количество более чем в 2 раза было ниже расчетной нормы. При этом фосфорные и калийные удобрения не применялись вовсе, равно как и органические.