2013-02-21 Попутный нефтяной газ в РФ. Текущая ситуация.
«Сегодня в России на нефтяных промыслах сжигается, по самым минимальным оценкам, более 20 млрд. кубометров попутного газа в год, надо незамедлительно создать соответствующую систему учета, увеличить экологические штрафы, а также ужесточить лицензионные требования к недропользователям». Владимир Путин из послания Федеральному Собранию РФ.
Доклад «Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы» Владимир Кириллов, Париж, 30.01.2013
Тематика партнерства имеет особую актуальность - в последние годы резко обострился интерес мирового энергетического, экологического и делового сообщества к проблеме утилизации попутного газа как из-за экологических, так и финансовых соображений.
С одной стороны, сжигание попутного газа в факелах дает около 1% всех мировых выбросов парникового углекислого газа. С другой - это уничтожение ценных невозобновляемых природных ресурсов.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, главными задачами которого являются выявление, пресечение и профилактика правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным использованием природных ресурсов, с негативным воздействием на окружающую среду при осуществлении всех видов природопользования, в том числе экологически опасных.
Росприроднадзор находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Стратегическая цель Росприроднадзора - обеспечение экологической безопасности, соблюдение рационального, непрерывного, экологически безопасного природопользования, сохранение всех компонентов окружающей среды от деградации и уничтожения.
Проблема сжигания нефтяного попутного газа (ПНГ) является острой современной проблемой в условиях общемировых тенденций по переходу экономики на низкоуглеродный и энергоэффективный путь развития.
Cокращение объемов сжигания ПНГ актуально для нашей страны как с точки зрения предотвращения загрязнения окружающей среды, так и с точки зрения повышения энергоэффективности нефтедобывающего комплекса Российской Федерации.
За пятилетний период России удалось сократить объемы сжигания ПНГ, (самый существенный скачок в этом направлении произошел с 2009 по 2010 годы). В 2011 году в России было добыто порядка 60,0 млрд. кубометров ПНГ, из которых сожжено 15,8 млрд. кубов, или 26%.
Хочу отметить, что эффективное решение проблемы полномасштабного использования ПНГ и снижения объемов его сжигания возможно лишь при активном участии государства. Причины этого очевидны: государство, в отличие от отдельных секторов экономики и компаний, представляет общенациональные экономические и экологические интересы, а также обладает наиболее широким спектром регулирующих инструментов, включая формирование нормативно-правовой базы.
В функции государства входит:
- создание недискриминационных условий поставок ПНГ и продуктов его переработки на рынок;
- формирование сбалансированной ценовой политики;
- применение механизмов лицензирования на право пользования недрами и мер экономического стимулирования и принуждения для реализации вариантов использования ПНГ и мониторинга процесса.
В связи с энергетическим кризисом и ратификацией Россией Киотского протокола о сохранении экологической безопасности 8 января 2009 года было принято Постановление № 7, в котором Правительство обязывало недропользователей к 2012 году достичь 95 % уровень утилизации нефтяного газа.
Однако, необходимо отметить, что к 2012 году установленный уровень утилизации попутного нефтяного газа не был достигнут, так как в Постановлении №7 не был определен порядок расчета показателя сжигания; не был определен момент достижения целевого показателя; не учитывались сложности достижения целевого показателя сжигания на проблемных группах месторождений.
В развитие указанного акта Правительства и в целях безусловного достижения сокращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании и рассеивании попутного нефтяного газа, 8 ноября 2012 года принято Постановление Правительства N 1148 "Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа".
Для достижения указанной цели в Постановлении N1148 заложены механизмы стимулирования рационального использования попутного нефтяного газа:
- установлен порядок применения повышающего коэффициента к ставкам платы за сверхлимитный выброс;
- предложен механизм вычетов затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа;
- механизм учета строительства и реконструкции систем сбора, подготовки и транспортировки ПНГ;
- механизм поддержки проблемных месторождений.
Росприроднадзором создана оперативная экспертная Рабочая группа по организации контроля за рациональным использованием и учетом объемов сжигаемого и рассеиваемого попутного нефтяного газа в сфере деятельности Росприроднадзора.
В настоящее время информация об оснащенности приборами учета объемов добычи, использования и сжигания ПНГ, а также информация о фактических объемах образования, использования и сжигании ПНГ на факельных установках, проверяется Росприроднадзором только в рамках проведения проверок (плановые и внеплановые) в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.
Проблемным вопросом на сегодняшний день является отсутствие законодательно закрепленной нормы предоставления хозяйствующими субъектами, осуществляющие эксплуатацию факельных установок информации в территориальные органы Росприроднадзора, в том числе обязанность предоставления программ по утилизации попутного нефтяного газа.
Для успешной реализации проектов полезного использования ПНГ, а также с целью предотвращения нерационального использования ресурсов ПНГ Росприроднадзор считает целесообразным:
1. Провести инвентаризацию и организовать учет факельных установок по сжиганию ПНГ и свечей рассеивания ПНГ (ведение реестра факельных установок и свечей рассеивания ПНГ, данных о компонентных составах ПНГ нефтяных месторождений Российской Федерации).
2. Обязать недропользователей внести дополнения в проекты добычи ПНГ положения, предусматривающие цифровые показатели по использованию и утилизации ПНГ.
3. Разработать предложения по осуществлению надзора за оснащением нефтегазодобывающих предприятий средствами измерений и учета данных, об объемах добываемого и утилизируемого ПНГ, а также инструментального контроля качества добываемого ПНГ на всех этапах его движения от добычи до переработки и реализации (предусмотрев учет естественной убыли и технологических потерь ПНГ).
4. Ввести систему отчетности, предусматривающую ежемесячное представление недропользователями в территориальные органы Росприроднадзора информации об объемах добычи ПНГ и его компонентного состава.
5. Законодательно установить определение «попутный нефтяной газ» и его отнесения к полезным ископаемым.
Применение всех вышеперечисленных механизмов позволит решить накопившиеся проблемы, связанные с утилизацией ПНГ.
Спасибо за внимание и надеюсь на плодотворное сотрудничество!
Владимир Кириллов, Париж, 30 января 2013
Доклад «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» Амирханов Амирхан Магомедович
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Среди наиболее крупных месторождений нефти и газа можно отметить - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.
Природно-ресурсный потенциал обуславливает преобладание нефтегазодобывающей промышленности в регионе на долю которой приходится почти 90 % (89,4%) всей промышленности. Всего на территории края добычу нефти осуществляют 85 компаний, в том числе 51 предприятие относится к таким крупным компаниям как ОАО «НК «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «РН-Юганскнефтегаз» (дочернее предприятие НК «Роснефть»), ОАО «ТНК-ВР», на долю которых приходится почти 99,5 % добычи нефти в регионе.
Вместе с этим, наличие на территории субъекта богатейших нефтяных и газовых месторождений обуславливает не только его процветание, но и его экологические проблемы. Деятельность и развитие нефтегазодобывающей отрасли вызывает основные техногенные факторы, определяющие трансформацию экосистем: механические нарушения растительного и почвенного покровов, перераспределение стока воды, загрязнение атмосферного воздуха, снегового покрова, почв, поверхностных и подземных вод, поступление отходов и нефтепродуктов во все природные компоненты.
Далеко не последнее место занимает проблема утилизации попутного нефтяного газа, которая решается путем сжигания газа на факельных установках. В связи с этим увеличивается степень загрязнения воздушного бассейна промышленными выбросами, вследствие чего лесные биогеоценозы не успевают нейтрализовать различные токсичные вещества и постепенно деградируют.
На слайде представлены основные направления использования попутного нефтяного газа в ХМАО за период 2009-2011 гг. и прогноз на 2012 г., фактическое выполнение нефтяными компаниями объектов строительства по повышению уровня использования ПНГ за 2007-2011 гг. и перспектива на 2012-2014 гг. Вместе с этим, несмотря, на то, что автономный округ взял курс на сокращение объемов сжигания попутного нефтяного газа, проблема остается актуальной.
Экологические проблемы региона связаны и с наличием скважин, находящихся в аварийном состоянии и представляющих угрозу для окружающей среды, и опасность деградации, а затем и потери ценных месторождений.
На слайде представлены данные, полученные по результатам НИР в 2009 году о распределительном фонде недр Ханты-Мансийского округа. Из общего количества скважин – 5370, ликвидировано 42%, остальные находятся в эксплуатации, консервации. (По данным научно-исследовательской работы «Разработка технологии оценки степени опасности ликвидированных и законсервированных скважин и состояния нарушенных участков геологической среды в пределах месторождений УС распределенного фонда недропользованию»).
При этом по многим скважинам допустимый срок консервации давно истек. Кроме того в отчете сделан прогноз, что к 2023 году весь имеющийся фонд законсервированных скважин окажется за пределами допустимых сроков консервации.
Большое опасение вызывает и количество нефтезагрязненных земель и нерекультивированных земель на территории округа, основным источником которых являются разливы загрязняющих веществ при авариях в результате коррозии (в 97 % случаях) на трубопроводном транспорте, в 2011 году их количество составило порядка 3600 шт. (3624 шт.), из которых на долю аварий на нефтепроводах приходится почти 50 % (47,5%) В результате их разгерметизации в окружающую среду попало более 5 000 т (5300 т) загрязняющих веществ, в том числе нефти и нефтесодержащей эмульсии.
Масштаб, а также динамику нефтяного загрязнения в регионе можно продемонстрировать на примере Самотлорского месторождения, берущего название от оз.Самотлор. По результатам проведенной экспертной оценки сделано заключение об общем уменьшении площади загрязнения на 21 % за период с 1999 по 2011 гг. Однако, несмотря, на снижение площади загрязнения, суммарное загрязнение остается значительным и составляет более 1 тыс. га (1159 га). Боле того появились и новые загрязненные участки.
Аналогичная ситуация с нефтезагрязненными и рекультивированными землями наблюдается в целом по всему округу.
Незначительная положительная динамика наблюдается на конец 2011 года по количеству нефтезагрязненных земель, их количество составило порядка 4700 тыс. га (4711 га), и по сравнению с 2004 годом их площадь уменьшилась на 2 тыс. га (2103 тыс. га). Площадь рекультивированных земель в период с 2006 по 2011 гг. возросла - на 290 га, и составила 970 га.
Наряду с авариями и разливами значительный вклад в загрязнение почв и земель нефтепродуктами округа вносят шламовые амбары, которых только за 2011 год образовалось 340 шт., всего по состоянию на 01.01.2012 насчитывается порядка 1600 шт. (1630 шт.).
В 2011 году рекультивировано только 359 шламовых амбаров, что составило лишь 22 % от общего числа шламовых амбаров.
Значительный вклад в загрязнение компонентов окружающей среды приходится на долю двух крупных нефтяных предприятий: ОАО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» ведущих разработки на более чем 60 лицензионных участках, общей площадью около 40 тыс.кв.км. (ООО «РН-Юганскнефтегаз» - ведет деятельность на 30 лицензионных участках площадью 20 тыс. км2; ТНК-ВР – ведет деятельность на 32 лицензионных участках площадью 22 тыс. км2.
Указанные компании являются крупнейшими плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, их платежи составляют 15% от общего объема платы по округу. (ТНК-ВР плата за 2011 год составила 78 млн. руб. или 7%, по ООО РН «Юганскнефтегаз» – 83 млн. руб. или 8%.).
Также самая высокая аварийность в 2011 году- 97 % от всех зарегистрированных аварий на нефтепромыслах автономного округа, отмечается на месторождениях, разрабатываемых:
1) НК «Роснефть» (2 127 случаев).
2) ОАО «ТНК-ВР «Менеджмент» (784 случая)
3) ОАО «Томскнефть» ВНК (600 случаев).
На долю ТНК-ВР и НК «Роснефть» приходится почти 47 % (46,7% или 2200 га) и 39 % (1840 га) соответственно от площади нефтезагрязненных земель субъекта РФ.
Лидируют ООО РН «Юганскнефтегаз» и ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» и по количеству нерекультивированных нефтезагрязненных земель (1800 га или 38% и 2200 га или 47%, соответственно) и шламовых амбаров (421 шт., 395 шт., соответственно).
Но есть и положительные моменты: так в 2011 ООО «РН-Юганскнефтегаз» рекультивировало наибольшее количество шламовых амбаров – 168. Кроме того ОАО «НК «Роснефть» разработана и утверждена «Программа ликвидации экологических ущербов, накопленных до консолидации Компании», в рамках которой в 2011 году уже рекультивировано 553 га земель, 134 амбара, переработано 82 тыс.тонн нефтяных шламов. Затраты составили более 2 млрд.руб., затраты в 2012 составят более 2,3 млрд.руб.
ТНК-ВР запланированы мероприятия на период с 2012 по 2014 гг. с выделением денежных средств более 12,7 млрд. руб. по ликвидации шламовых амбаров, рекультивации загрязненных и нарушенных земель и реконструкцию трубопроводов.
Контроль за предприятиями ТЭК является приоритетным направлением надзора: на их долю приходится 70% от всех проверок, по 80% от всех административных расследований и наложенных штрафов и 75% от всех предъявленных истоков о возмещении вреда.
Необходимо отметить, что за прошедший четырехлетний период Управление существенно повысило результаты контрольно-надзорной деятельности по основным направлениям работы.
Из 660 объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в 2011 году проверен 91 хозяйствующий субъект, в рамках 128 проверок. По сравнению с 2008 годом количество проверок уменьшилось на 36,3 %. Но при этом количество выявленных нарушений в 2011 году увеличилось по сравнению с 2008 годом с 854 до 2103, или на 146%. Аналогичный прирост и по остальным основным показателям КНД, результаты которой представлены на слайде. (В 2011 выдано порядка 450 предписаний, что на 130% выше, чем в 2008 году, из них исполнено более 50% (231). Предъявлено исков о возмещении вреда на сумму 0,5 млрд. руб., что в 10 раз больше, чем в 2010, что связано с выходом в конце 2010 года Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. По итогам проверок в 2011 году привлечено к административной ответственности 2103 лица, что на 576 % больше чем в 2008 (311), из них 99% являются юр. лицами. Всего а 2011 год наложено штрафов на сумму 81 млн.руб. (80,794), из них взыскано: 89 % (72,113 млн.руб.)).
Хочу обратить внимание, что более 1600 из 2103 постановлений 2011 года вынесено по фактам аварийного разлива нефти (на сумму более 38,0 млн. руб.).
Вместе с этим приоритетным направлением деятельности Росприроднадзора в целях предупреждения нефтяными компаниями нарушений является и поднятие вопросов в области экологической безопасности на различные уровни власти, а также общественности. Эта работа проводится в тесном контакте с органами власти автономного округа и аппарата полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе, отстаивающего активную позицию в вопросах экологической безопасности.
К результатам данной работы можно отнести снижение в сравнении с 2010 годом количества аварий по региону– с 4 371 до 3 624 случаев (на 747 ед. (17,1%)). Этому предшествовал огромный объем работы, в том числе и совместная деятельность Управления и других надзорных органов по реагированию на аварийность, в том числе в рамках Порядка взаимодействия и взаимного информационного обмена от июня прошлого года между ТО РПН и органом исполнительной власти субъекта; наличие отработанного алгоритма расследования и привлечения лиц к ответственности по сокрытию фактов аварий.
Также результатом этой работы является заключенные между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ведущими нефтяными компаниями заключены Соглашения о сотрудничестве, качественно изменивших подход крупнейших предприятий нефтегазового комплекса к реализации экологических программ – в первую очередь, рассчитанных на ликвидацию накопленного экологического ущерба прошлых лет. Так, на рекультивацию всех оставшихся шламовых амбаров отведено не более 5 лет. Примерно такой же срок отводится и на приведение в должное экологическое состояние всех нарушенных земель.
Всего за 2011 год экономический эффект от деятельности органов экологического контроля (федеральных и региональных) составил 1 млрд 147 млн. рублей (плата + штрафы + фактически возмещенные ущербы ОС).
Также в субъекте разработаны и реализуются Программы и мероприятия в области охраны окружающей среды, являющиеся одним из действенных механизмов решения экологических проблем. В 2011 году на их выполнение было затрачено порядка 19,0 млрд.руб., из которых из бюджета субъекта затрачено 1,1 млрд.руб., что соответствует сумме ПНВООС, поступившей в целом по региону.
Однако проблема нефтяного загрязнения региона остается, и частично она связана с несовершенством законодательства в данной отрасли права.
В частности отсутствие определения статуса шламового амбара, как объекта размещения отходов, а также реальная степень опасности буровых шламов, которая в настоящее время точно не установлена. В связи с перечисленным, отсутствуют основания для использования в широких масштабах технологии рекультивации шламовых амбаров.
Или отсутствие статуса подтоварных вод извлекаемой в больших объемах вместе с углеводородным сырьем и закачиваемой обратно в глубокозалегающие подземные горизонты. В соответствии с действующим законодательством сделать однозначный вывод о том, относятся ли «подтоварные воды» к отходам производства и потребления, не представляется возможным.
Решение указанных проблем возможно только путем внесения соответствующих изменений в действующие законодательство и свои предложения по его совершенствованию Росприроднадзором направлялись в Минприроды России и были им рассмотрены. В частности, согласно письма Министерства от 9 апреля этого года (№05-12-44/5185) шламовые амбары однозначно относятся к объектам размещения отходов.
Также хочу заметить, что загрязнение земель, в свою очередь приводит к еще одной проблеме, а именно: за счет вторичного переноса нефтепродуктов с поверхностным стоком идет вторичное загрязнение водных объектов и прежде всего р.Оби и ее главного притока р.Иртыш, с дальнейшим переносам загрязняющих веществ в Артику.
Так по данным Росгидромета с 1997 по 2010 гг. из р.Обь поступление нефтепродуктов составило порядка 4 млн. т., что составляет 80% от общего объема нефтепродуктов, поступающих из общего числа рек, впадающих в Северный ледовитый океан. Указанная ситуация является недопустимой, в связи с чем, а также в рамках исполнения Ваших Юрий Петрович протокольных решений Росприроднадзором разработана комплексная программа мероприятий по выявлению и предотвращению загрязнения рек Енисей и Обь нефтепродуктами в результате деятельности промышленных предприятий, расположенных в их бассейновых зонах. И даны соответствующие поручения ТО РПН о начале рейдовых мероприятий.
Итак, подводя итоги своего выступления, хочу отметить, что решение проблем как ХМАО-Югра, так и РФ в целом, в части предотвращения нефтяного загрязнения возможно только в результате комплексных мероприятий.
При этом комплекс мер должен включать:
законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательного регулирования недропользования при поисках, оценке и добыче углеводородного сырья. В частности о необходимости внесения изменений направленных на установления статуса «подтоварных (пластовых) вод», и при установлении их статуса как отходов производства и потребления возможности применения к ним понижающих коэффициентов при расчете платы за негативное воздействие на ОС.
административные меры, направленные на выявление и пресечение нарушений, в том числе путем проведения масштабных рейдовых мероприятий и осуществления текущей надзорной деятельности;
административные ресурс, направленные на консолидацию всех уровней власти как федеральных, так и субъектов РФ, а также муниципальных властей, в целях решения проблемы (наглядный положительных пример такого взаимодействия продемонстрирован органами исполнительной власти ХМАО-Югра);
и конечно же меры предупредительного характера, к которым относятся и предъявления ущербов за загрязнение как водных объектов, так и почв, просветительская деятельность, а также понимание природопользователями факта неотвратимость наказания в случае совершения ими правонарушения.
Реализация подобного комплекса мер позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Проект приказа Минприроды России «Об утверждении Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа»
Проект постановления правительства РФ «О требованиях к средствам измерений показателей нефти, попутного нефтяного газа и продуктов их переработки»
Все новости
|