2012-07-08 Расходование средств на ремонт домов и на переселение граждан из аварийного жилья в России 2012.
Предмет контрольного мероприятия.
Процесс формирования и использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и средств долевого финансирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, и деятельность объектов контрольного мероприятия по формированию и использованию государственных средств.
Объекты контрольного мероприятия.
Министерство регионального развития Российской Федерации (по запросу); Федеральная служба государственной статистики (по запросу); Федеральная служба по тарифам (по запросу); Министерство финансов Российской Федерации (по запросу); государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области и администрация городского округа «Город Белгород»; министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - минстрой Астраханской области), министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - министерство ЖКХ Астраханской области), администрация муниципального образования «Город Астрахань», администрация муниципального образования «Володарский район»; Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, администрация муниципального образования город Чебоксары; департамент финансов, бюджетной и налоговой политики Владимирской области, департамент жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, администрация муниципального образования «Город Владимир», администрация муниципального образования «Город Собинка», администрация муниципального образования «Вязниковский район» (г. Вязники), Территориальное управление Федеральной службы по бюджетно-финансовому надзору во Владимирской области (по запросу); министерство финансов Саратовской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, администрация муниципального образования «Город Саратов»; правительства республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Татарстан, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Удмуртской Республики, Чеченской Республики, Красноярского, Камчатского, Забайкальского, Пермского, Приморского, Ставропольского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Курской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской, Ярославской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого, Чукотского автономных округов, Еврейской автономной области, г. Москвы (по запросу); администрации Алтайского и Краснодарского краев, Брянской, Волгоградской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Липецкой, Магаданской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тульской областей и Ненецкого автономного округа (по запросу); правительство Санкт-Петербурга и его структурные подразделения (совместно с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга). Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 сентября 2011 года № 44К (811) и направлен в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. В соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации направлено представление губернатору Санкт-Петербурга и информационное письмо депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.Г. Дмитриевой.
Цели контрольного мероприятия.
Цель 1. Проверить соблюдение требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления и использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования в рамках межбюджетных отношений.
Цель 2. Проверить законность и эффективность использования в 2008-2010 годах и в I квартале 2011 года средств Фонда и средств долевого финансирования, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Проверяемый период деятельности: 2008-2010 годы и I квартал 2011 года.
Краткая характеристика состояния жилищного фонда в Российской Федерации
По данным Росстата, общая площадь жилых помещений на 1 января 2011 года составила 3229,0 млн. кв. м и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 113,0 млн. кв. м, или на 3,6 процента.
В ветхом и аварийном состоянии находится 99,4 млн. кв. м жилья (3,1 % общей площади), в том числе 78,9 млн. кв. м
В ветхом и аварийном фонде проживает 4548,9 тыс. человек, или 3,2 % общего числа проживающих (в ветхом фонде - 3519,3 тыс. человек, или 2,5 %, и в аварийном фонде - 1029,6 тыс. человек, или 0,7 %). По сравнению с 2008 годом число граждан, проживающих в аварийном и ветхом фондах, сократилось незначительно - на 0,1 процента.
Доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, составляет 82,2 %, в собственности юридических лиц - 3,3 %, в государственной собственности - 4,3 %, в муниципальной собственности - 9,9 %, в других формах собственности - 0,3 %. По сравнению с данными за 2008 год доля собственности граждан, владеющих жилищным фондом, ежегодно увеличивается за счет снижения доли государственного и муниципального жилфонда.
Уровень благоустройства большей части жилищного фонда достаточно низок. По данным Росстата, на 1 января 2011 года водопроводом обеспечено 77,7 %, канализацией - 73,7 %, горячим водоснабжением - 64,9 % общей площади жилищного фонда.
Износ основных фондов в отрасли имеет устойчивую тенденцию к увеличению, по отдельным объектам коммунального хозяйства составляет до 60 %, а в ряде муниципальных образований уже превышает 70 процентов.
Основными источниками финансирования организаций жилищно-коммунального комплекса являются платежи коммерческих предприятий и бюджетных учреждений, платежи населения за потребляемые коммунальные услуги, средства бюджетов всех уровней, средства Фонда и привлеченные средства.
До 1991 года основным источником поступлений на содержание жилищно-коммунального хозяйства являлись средства бюджетов всех уровней, платежи населения составляли 4 %, платежи предприятий и организаций - 20 %. В настоящее время платежи населения составляют основную долю средств, поступающих в жилищно-коммунальную сферу.
Выводы.
1. Реализация Федерального закона № 185-ФЗ в Российской Федерации способствовала развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере. Коммунальные услуги по состоянию на 1 января 2011 года предоставляют более 16 тыс. организаций, из которых более чем в 13,7 тыс. организаций (85,6 %) доля участия субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования не превышает 25 процентов. Собственниками жилых помещений, участвующими в реализации Федерального закона № 185-ФЗ, реализуются различные способы управления в более чем 85 % домов. Из них доля управления домами товариществами собственников жилья составляет 20,2 процента. В то же время конечные цели реформы в жилищно-коммунальном комплексе - обеспечение нормативного качества услуг и надежности систем коммунальной инфраструктуры, оптимизации затрат при производстве коммунальных ресурсов и эксплуатации жилищного фонда - не достигнуты.
2. Условия предоставления средств Фонда, утвержденные статьей 14 Федерального закона № 185-ФЗ, субъектами Российской Федерации в основном соблюдались. В то же время государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в 2008-2010 годах в 11 субъектах Российской Федерации своевременно проведен не был, что противоречит пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ средняя доля коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и муниципального образования не более чем 25 % в 6 регионах была не достигнута. В 2010 году и I квартале 2011 года субъектами Российской Федерации предоставлялись субсидии организациям коммунального комплекса на возмещение разницы в тарифах и недополученных доходов в общей сумме 9403270,1 тыс. рублей (без учета средств, выделяемых в районах Крайнего Севера) при получении ими средств Фонда, что не соответствует пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ.
3. Несмотря на принимаемые меры по регулированию роста тарифов, наблюдается рост совокупного платежа за жилищно-коммунальные услуги в условиях отсутствия очевидных изменений в качестве и надежности предоставляемых услуг. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц составила в 2010 году 1529,3 рубля и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 12,4 %. В ряде регионов темпы роста стоимости ЖКУ составили от 120 до 125 процентов. Средневзвешенные тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для конечных потребителей в 2010-2011 годах в отдельных регионах превышали до 60 % предельные показатели, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Объем платежей, начисленных населению за жилищно-коммунальные услуги, за 2010 год составил 1574992101,0 тыс. рублей с ростом на 34,7 % к 2008 году и на 12,2 % к 2009 году. Постоянный рост тарифов и, как следствие, увеличение платежей населения не решают проблем реформирования ЖКХ. Проведение факторного анализа во взаимосвязи изменения тарифов и себестоимости коммунальных услуг с установлением причин, обуславливающих их рост, может положительно повлиять на улучшение менеджмента отрасли.
5. Отсутствие взаимодействия всех заинтересованных органов и единых подходов по управлению ЖКХ, неэффективная организация расчетно-сервисного обслуживания потребителей явились главными причинами значительного объема накопленных взаимных обязательств между организациями отрасли.В 2010 году дебиторская задолженность организаций ЖКХ увеличилась по сравнению с 2009 годом в 1,2 раза и составила 579380208,0 тыс. рублей, кредиторская задолженность увеличилась к 2009 году на 17,7 % и составила 518880045,6 тыс. рублей.
6. Инвестиционные ресурсы коммерческих организаций в жилищно-коммунальный комплекс привлекаются в незначительных размерах. Субъектами Российской Федерации в 2010 году направлены бюджетные инвестиции на теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в общей сумме 2345420,2 тыс. рублей, или 29,9 % средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах. На практике не применяются методы долгосрочного регулирования, в том числе с использованием метода доходности инвестирования капитала, что не способствует привлечению инвестиций в ЖКХ.
7. В муниципальных образованиях, участвующих в программах Фонда, общедомовые приборы учета потребления коммунальных ресурсов на 1 января 2011 года установлены в сфере теплоснабжения в 15,7 % МКД, в сфере водоснабжения - в 32,5 % МКД и в сфере электроснабжения - в 37,9 % МКД, что не способствует повышению энергетической эффективности жилищного фонда.
8. Фондом за 2008-2010 годы и I квартал 2011 года оказана финансовая поддержка субъектам Российской Федерации в общей сумме 256820902,4 тыс. рублей. Доход Фонда от размещения временно свободных средств за 2008-2010 годы и I квартал 2011 года составил 26384130,0 тыс. рублей, из них на содержание Фонда направлено 1976203,2 тыс. рублей. В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда выявлены нарушения при расходовании средств в сумме 36487,0 тыс. рублей, из них: 3165,4 тыс. рублей - заключены в 2010-2011 годах 27 договоров с юридическими и физическими лицами без проведения закупочных процедур;
31280,6 тыс. рублей - осуществлены административно-хозяйственные расходы в отсутствие утвержденного наблюдательным советом Фонда объема расходов на содержание Фонда.
9. За 2008-2010 годы региональные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья выполнены не в полном объеме. Капитальный ремонт многоквартирных домов выполнен на 97,6 %. Не обеспечен ремонт 2707 многоквартирных домов, предусмотренных программами. Показатели по переселению граждан из аварийного жилья выполнены на 68,7 %. Полностью расселены 8826 аварийных домов. Не обеспечено расселение 4026 домов, в которых проживает более 56 тыс. человек.
10. Средства Фонда в связи с несвоевременным исполнением региональных программ использованы не в полном объеме.
Остатки средств Фонда на счетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по причине невыполнения региональных программ за 2008-2010 годы по состоянию на 1 апреля 2011 года составили в общей сумме 7350333,1 тыс. рублей, что составляет 2,9 % общего объема средств Фонда, направленных в регионы. При этом за 2008-2010 годы регионами в Фонд возвращены не использованные более года средства в общей сумме 3802689,9 тыс. рублей, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
11. Управляющими компаниями несвоевременно оплачивались выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Неиспользованные остатки средств на проведение капитального ремонта домов по состоянию на 1 апреля 2011 года на счетах управляющих компаний составили в общей сумме 9036675,3 тыс. рублей, в том числе: по программам 2008 года - 37832,9 тыс. рублей, 2009 года - 16988,1 тыс. рублей и 2010 года - 8981854,3 тыс. рублей, что свидетельствует о систематическом отсутствии должного контроля со стороны органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований за эффективным и своевременным использованием средств.
12. Стоимость 1 кв. м общей площади жилья по 37 субъектам Российской Федерации в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом стимулирования рынка жилья в 2009 году превышает среднюю рыночную стоимость, утвержденную Минрегионом России. В результате этого дополнительные расходы субъектов суммарно составили 3445313,7 тыс. рублей. При этом 9 субъектов Российской Федерации не возместили сверхнормативную стоимость приобретаемой жилой площади на общую сумму 576541,8 тыс. рублей.
13. В нарушение пункта 2 части 6 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ собственниками жилья не перечислены установленные законодательством 5 % общего объема средств, предоставленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в общей сумме 800544,8 тыс. рублей, в том числе: в 2008 году в 8 регионах - 17365,9 тыс. рублей, в 2009 году в 16 регионах - 266127,8 тыс. рублей, в 2010 году в 28 субъектах Российской Федерации - 517051,1 тыс. рублей.
14. В Астраханской области на реализацию программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы израсходованы средства в общей сумме 1917935,8 тыс. рублей, или 91,5 % средств, направленных на реализацию программ.
14.1. Утвержденные показатели программ по капитальному ремонту МКД выполнены в полном объеме. Отремонтированы 918 домов площадью 2164,0 тыс. кв. метров.
Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы выполнены не в полном объеме. Всего расселено 30 аварийных МКД, что составляет 40 %, снесено 5,4 тыс. кв. м
14.2. Минстроем Астраханской области и министерством ЖКХ Астраханской области перечисление муниципальным образованиям средств на проведение капремонта МКД и переселение граждан из аварийного жилищного фонда производилось с нарушением установленных сроков до 4 месяцев.
Организациями, обеспечивающими жилыми помещениями для расселения аварийных домов, нарушались (до 7 месяцев) сроки регистрации права собственности на готовые жилые помещения.
14.3. В ходе проверки в Астраханской области выявлены нарушения при расходовании средств в сумме 121496,8 тыс. рублей, из них:
22158,8 тыс. рублей - непредъявленная неустойка, в том числе: 22119,0 тыс. рублей - минстроем области к 4 застройщикам за нарушение срока ввода жилых домов в эксплуатацию и 39,8 тыс. рублей - за нарушение ООО «Управляющая Компания «Родна» сроков выполнения работ при проведении капремонта МКД в пос. Володарский (расчетно);
83497,2 тыс. рублей - заключены муниципальные контракты без повторного проведения конкурсных процедур по результатам несостоявшихся аукционов в 2008-2010 годах на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилья в г. Астрахани;
24186,8 тыс. рублей - задолженность перед застройщиками в рамках программы по переселению из аварийного жилищного фонда 2009 года, что создает риск предъявления ими штрафных санкций;
2689,7 тыс. рублей - в 2008 году оплачены подрядчику невыполненные работы при проведении капитального ремонта дома по адресу: г. Астрахань, ул. 1 Мая/ул. Шаумяна, дом 101/72;
11398,3 тыс. рублей - израсходованы на проведение капитального ремонта МКД подрядной организацией ООО ПКФ «Сфера» без проведения конкурсных процедур в нарушение постановления правительства Астраханской области от 21 февраля 2008 года № 461-П;
1752,8 тыс. рублей - экономия, образовавшаяся при выполнении капитального ремонта МКД в пос. Володарский, направлена на установку солнечных батарей на 4 МКД, что не предусмотрено программой.
15. В Белгородской области на реализацию программ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы израсходованы средства в общей сумме 4599961,7 тыс. рублей, или 99,8 % средств, направленных на реализацию программ.
15.1. Утвержденные показатели 3 программ по капитальному ремонту МКД выполнены в полном объеме. Отремонтированы 1226 МКД общей площадью 4109,2 тыс. кв. м с численностью жителей 189,4 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2011 года остаток средств на счетах управляющих компаний составил 7599,3 тыс. рублей.
15.2. За 2008-2010 годы программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда выполнены не в полном объеме. Переселены 4143 человека, или 88,6 % предусмотренных программами. Не снесены 85 аварийных домов, из них 12 - в г. Белгороде. С нарушением установленного срока снесены 20 аварийных домов, из них 9 - в г. Белгороде.
15.3. В ходе проверки в Белгородской области выявлены нарушения при расходовании средств в сумме 857588,4 тыс. рублей, из них:
2324,3 тыс. рублей - необоснованно направлены средства Фонда на проведение реконструкции МКД вместо капитального ремонта дома, расположенного по адресу г. Шебекино, ул. Ленина, дом 58;
69674,8 тыс. рублей - невыполнение договорных обязательств, нарушение сроков сдачи и оплаты работ, невзимание неустойки;
258519,6 тыс. рублей - привлечение администрацией г. Белгорода средств Фонда в нарушение условий, установленных пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ в части отсутствия утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение обеспечивающих для реализации производственных и инвестиционных программ;
238593,4 тыс. рублей - израсходованы в нарушение приказа Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 (ВСН 58-88 (р), 53-86 (р) в связи с необоснованным включением в региональные программы 82 МКД с меньшим сроком эксплуатации;
22895,6 тыс. рублей - использованы без соблюдения принципов использования бюджетных средств, установленных статьями 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе 17387,6 тыс. рублей по г. Белгороду - на приобретение в 2009 году жилых помещений, которые до настоящего времени не заселены, и в сумме 5508,0 тыс. рублей - на приобретение жилых помещений для расселения граждан из дома, не являющегося многоквартирным;
12016,5 тыс. рублей - направлены пятью управляющими компаниями г. Белгорода подрядной организации ООО «Сайт» на авансирование работ по утеплению фасада сверх установленного размера, что противоречит пункту 11 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
131407,6 тыс. рублей - осуществлены работы без проведения конкурсных процедур и не обеспечено исполнение контрактов.
Кроме того, подрядчик ООО «Строй Монтаж», получив в 2009 году средства в сумме 104945,2 тыс. рублей на строительство 32 домов, фактически строительство этих домов не завершил, в то же время администрацией городского поселения «Город Шебекино» были подписаны акты ввода законченных строительством указанных 32 домов в эксплуатацию.
16. Во Владимирской области на реализацию программ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы израсходованы средства в общей сумме 3672180,7 тыс. рублей, или 98,7 % средств, направленных на реализацию программ.
16.1. Принятые в области программы своевременно не исполнялись, корректировались под фактическое освоение средств. В рамках областных программ отремонтированы 3364 многоквартирных дома общей площадью 8212,4 тыс. кв. м. В результате реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда расселено 97 домов, что составляет 77 % предусмотренного показателя, улучшили жилищные условия 1927 человек, или 92 % предусмотренных к переселению, снесены 52 аварийных дома, или 41,3 % планируемых к сносу.
16.2. По итогам конкурсных процедур в качестве застройщиков строительства многоквартирных домов департаментом имущественных и земельных отношений Владимирской области признаны физические лица - А.А. Мезенцев и В.Н. Малышев, не имеющие соответствующих документов на право проведения этих работ, что противоречит статье 2 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и может свидетельствовать о наличии коррупциогенных признаков. Принятые обязательства по поставке жилых помещений А.А. Мезенцевым выполнены не в полном объеме, не обеспечено предоставление 3 квартир стоимостью 3114,8 тыс. рублей.
16.3. В ходе проверки во Владимирской области выявлены нарушения при расходовании средств в сумме 99780,7 тыс. рублей, из них:
20700,0 тыс. рублей - направлены администрацией г. Вязники в 2010 году подрядчикам А.А. Мезенцеву и В.Н. Малышеву на оплату невыполненных работ по благоустройству, озеленению, проведению наружного освещения территорий, прилегающих к жилым домам;
6069,6 тыс. рублей - в г. Владимире направлены на оплату за счет Фонда дополнительной площади сверх установленного норматива, что противоречит пункту 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;
9968,6 тыс. рублей - использованы без соблюдения принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе: 9230,0 тыс. рублей - на приобретение в 2009 году в г. Муроме 5 квартир, не заселенных до настоящего времени, и 738,6 тыс. рублей - средства Фонда, полученные в 2008 году и не использованные около года в г. Вязники;
168,3 тыс. рублей - неустойка, предъявленная департаментом ЖКХ Владимирской области 34 застройщикам за нарушение исполнения государственных контрактов, на момент проверки не возмещена;
943,5 тыс. рублей - администрацией г. Вязники перерасходованы средства Фонда на приобретение жилых помещений общей площадью 49,3 кв. м;
4078,3 тыс. рублей - завышение в г. Владимире за счет средств Фонда при переселении граждан из аварийного жилья стоимости 1 кв. м общей площади, сверх установленного Минрегионом России норматива;
43024,5 тыс. рублей - без указания стоимости выполнения работ департаментом ЖКХ Владимирской области проведен конкурс и заключен государственный контракт от 8 июня 2009 года № 37 с ОАО «Монострой» на приобретение 33 квартир для переселения граждан из аварийного жилья площадью 1531,1 кв. м (расчетно); 10361,1 тыс. рублей - оплачены управляющими компаниями работы по капитальному ремонту МКД без согласования ответственными лицами управления ЖКХ г. Мурома актов выполненных работ и локальных смет, что противоречит частям 9 и 10 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
150,0 тыс. рублей - администрацией г. Лакинска оплачены ООО «Плазма» за не выполненные в полном объеме работы по сносу домов;
1001,9 тыс. рублей - в нарушение правил получения средств Фонда ООО УК «Пономарев С.А.» заключен договор строительного подряда на капитальный ремонт кровли МКД до подписания соглашения с администрацией г. Собинки;
200,1 тыс. рублей (расчетно) - не предъявленная в установленном порядке неустойка, в том числе: 13,8 тыс. рублей - за нарушение подрядчиком ООО «Наш дом» сроков выполнения капитального ремонта МКД в г. Лакинске; 21,1 тыс. рублей - за нарушение подрядчиками ООО «Билдинг - АРТ», ООО «Центр-Строй», ООО ПКФ «Евро Пласт», ООО «Строй-Вариант» сроков выполнения работ по капитальному ремонту МКД в г. Муроме и 165,2 тыс. рублей - за нарушение подрядчиком ООО «РМУ - Главстрой» сроков выполнения работ в г. Вязники.
17. В Саратовской области на реализацию программ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы израсходованы средства в общей сумме 6958165,4 тыс. рублей, или 99,7 % средств, направленных на их финансирование.
17.1. Утвержденные показатели программ по капитальному ремонту МКД выполнены в полном объеме, отремонтированы 3935 многоквартирных домов. В результате выполнения программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда приобретено новое жилье общей площадью 105,6 тыс. кв. м, переселены 6757 человек из 222 аварийных домов. Снесены 183 аварийных дома из 222, планируемых к сносу.
17.2. В ходе проверки в Саратовской области выявлено расходование средств с нарушениями в сумме 1241346,3 тыс. рублей, из них:
2312,8 тыс. рублей - перечислены комитетом ЖКХ г. Саратова в 2010 году управляющим компаниям на финансирование доли за муниципальное жилье для проведения капитального ремонта МКД с нарушением сроков, установленных пунктом 7 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
647,4 тыс. рублей - оплачены управляющими компаниями работы в г. Саратове по установке в жилых помещениях оборудования, не являющегося имуществом общего пользования, что не соответствует пункту 3 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ;
2680,4 тыс. рублей - оплачены управляющими компаниями работы по капитальному ремонту МКД без согласования ответственными лицами комитета ЖКХ г. Саратова актов выполненных работ и локальных смет, что противоречит частям 9 и 10 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
11054,9 тыс. рублей - завышение расходования средств Фонда на приобретение в г. Саратове 14 квартир; 1181448,8 тыс. рублей - управлением капитального строительства г. Саратова осуществлена предоплата в размере 70 % стоимости муниципальных контрактов, что несет в себе риск утраты средств, выделенных на переселение граждан из аварийного жилья, в случае недобросовестного выполнения подрядчиками своих обязательств. При этом какие-либо формы обеспечения подрядчиками своих обязательств, предусмотренных статьей 34 Федерального закона № 94-ФЗ при проведении аукционов не были предусмотрены;
43202,0 тыс. рублей - суммарное необоснованное завышение в г. Саратове стоимости 1 кв. м жилья за счет средств Фонда сверх установленного Минрегионом России норматива на переселение граждан из аварийного жилья.
18. В Чувашской Республике на реализацию программ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за 2008-2010 годы израсходованы средства в общей сумме 3358310,6 тыс. рублей, или 99,9 % средств, направленных на реализацию программ.
18.1. Утвержденные показатели программ по капитальному ремонту МКД выполнены в полном объеме, отремонтированы 1045 домов.
В результате реализации программ по переселению из аварийного жилищного фонда расселены 3623 человека, или 99,5 % предусмотренных программами.
18.2. При формировании и исполнении республиканского бюджета за 2009-2011 годы средства Фонда в общей сумме 2597669,6 тыс. рублей не отражены в доходах республиканского бюджета как безвозмездные поступления по отдельному коду бюджетной классификации и не закреплены за администратором доходов, что противоречит пункту 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ средняя доля коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъекта Российской Федерации и муниципального образования не более 25 % превышена в 3 муниципальных образованиях Чувашской Республики. Шесть муниципальных образований Республики не выполнили условие в части обеспечения 80 % доли коммерческих организаций в коммунальном комплексе. Муниципальным образованием пос. Урмары Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2011 года не были выполнены требования, предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 185-ФЗ, в части постановки на кадастровый учет 2 отремонтированных многоквартирных домов. Программа, направленная на повышение энергетической эффективности и снижение энергоемкости валового регионального продукта за 2009-2010 годы, не выполнена. Приборами учета потребления коммунальных ресурсов оснащены лишь 37,4 % зданий, находящихся в собственности Чувашской Республики и муниципальной собственности, от планируемого количества на 2010 год.
18.3. В ходе проверки в Чувашской Республике выявлены нарушения при расходовании средств в общей сумме 2938179,0 тыс. рублей, из них: 59460,8 тыс. рублей - направлены в 2011 году управляющими организациями муниципальных образований (г. Алатырь, г. Новочебоксарск и г. Шумерля) на авансирование капитального ремонта МКД сверх установленной нормы (30 %);
10356,0 тыс. рублей - выполнены и оплачены администрациями муниципальных образований г. Новочебоксарск и г. Шумерля работы по замене радиаторов и полотенцесушителей в жилых помещениях, не являющихся имуществом общего пользования, что противоречит пункту 3 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ;
29148,7 тыс. рублей - управляющими организациями, обслуживающими МКД в городах Шумерля и Новочебоксарске, заключены соглашения с отделениями Сбербанка России и ОАО «Россельхозбанк» об открытии счетов по использованию средств Фонда на оплату капитального ремонта многоквартирных домов с неснижаемым остатком, что противоречит пункту 5 статьи 15 и пункту 12 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ;
149583,7 тыс. рублей - администрацией г. Шумерля в 2010 году без доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств был размещен муниципальный заказ, проведены конкурсные процедуры и заключены 18 муниципальных контрактов, что противоречит статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
88452,4 тыс. рублей - выполнен капитальный ремонт в 21 МКД в г. Чебоксары 7 управляющими компаниями без проведения конкурсных процедур и заключения договоров подряда;
3507,8 тыс. рублей - перечислены администрацией г. Алатыря сверх установленного норматива средства Фонда на приобретение 4 жилых помещений по причине отсутствия утвержденных и уточненных списков граждан, подлежащих переселению из жилищного фонда.
19. Контрольные мероприятия, проводимые государственными контрольными органами, не позволяют дать полную оценку состояния дел по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в связи с активным вовлечением в эту сферу коммерческих организаций и одновременно с ограниченной возможностью контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью, что приводит к созданию предпосылок для нецелевого и неэффективного расходования средств. Принятие стандартов качества жилищных и коммунальных услуг позволит расширить функции контролирующих органов. Отсутствие должного контроля со стороны региональных и муниципальных органов власти за проведением работ по капитальному ремонту МКД и переселению граждан из аварийного жилищного фонда привело к невыполнению региональных программ, длительному неосвоению денежных средств и, как следствие, неэффективному их использованию, нарушению условий при получении средств Фонда, необоснованной оплате невыполненных работ и снижению качества проводимых работ.
По результатам данного контрольного мероприятия общий объем средств, израсходованных с нарушениями, составил 33325608,1 тыс. рублей.
Предложения.
1. Направить представления Счетной палаты Российской Федерации: генеральному директору государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Президенту Чувашской Республики, губернатору Астраханской области, губернатору Белгородской области, губернатору Владимирской области, губернатору Саратовской области, главе администрации муниципального образования (мэру) «Город Астрахань» Астраханской области, главе администрации (мэру) города Белгорода Белгородской области, главе администрации муниципального образования «Город Владимир» Владимирской области, главе администрации муниципального образования «Город Саратов» Саратовской области.
2. Направить информационные письма: Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину; в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с приложением отчета; в Министерство внутренних дел Российской Федерации с приложением отчета; в Министерство регионального развития Российской Федерации с приложением отчета; депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К.А. Лукьяновой.
3. Направить обращение в прокуратуру Владимирской области.
4. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в Центральном и Приволжском федеральных округах.
Смотри полный доклад (49стр.) в разделе Статьи.
Все новости
|