1. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
Период, за который исследуется информация о производстве и реализации нерудных строительных материалов, включает 2006-2007 года.
2. ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
Нерудные строительные материалы - неорганические зернистые, сыпучие строительные материалы минерального происхождения, получаемые почти исключительно в карьерах из горных пород, в том числе из попутно добываемых пород и отходов обогащения горно-обогатительных предприятий и применяемые в строительстве без изменения их химического состава и фазового состояния.
Технологии, используемые в производстве нерудных строительных материалов, включают добычу минерального сырья, его механическую обработку или обогащение. Промышленность нерудных строительных материалов объединяет предприятия, производящие (добывающие) в качестве основной продукции щебень, гравий, песок, песчано-гравийную смесь.
Вопрос о взаимозаменяемости нерудных строительных материалов, а именно щебня и гравия, обширный и спорный. Классификация щебня и гравия по фракциям, а также по способу происхождения и применения (например, щебень известняковый и щебень гранитный) позволяет выявить и проанализировать все основные группы указанных нерудных строительных материалов. Однако такая классификация является очень обширной.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст, деятельность по добыче гравия, песка (код 14.2) и разработка гравийных и песчаных карьеров (код 14.21) относится к разделу С, подраздел СВ «Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических». В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 -93 (ОКП) к нерудным строительным материалам (код 57 1100) относятся исследуемые группы товаров: • щебень и гравий из природного камня и песочно-гравийных материалов – код 57 1101; • песок строительный природный – код 57 1104; • смесь песчано-гравийная – код 57 1130. Рынки нерудных строительных материалов можно также классифицировать по смежным рынкам: 1. Щебень и гравий из природного камня и песчано-гравийных материалов: - Щебень: в том числе фракции до 20 мм. - Гравий: в том числе фракции до 20 мм. 2. Песок строительный природный: в том числе, обогащенный модулем крупности 1,5 и выше. 3. Смесь песчано-гравийная. Песок природный представляет собой природную мелкообломочную осадочную горную породу, образовавшуюся в результате естественного разрушения горных пород и по минерально-петрографическому составу состоящую не менее чем на 50% из зерен кварца, полевых шпатов и других минералов и обломков горных пород размером 0,1-1 мм. Пески не содержат органических примесей. Содержание слюды не превышает 0,2 %. Содержит примесь алевритовых и глинистых частиц. Количество указанных частиц, определяемых отмучиванием, не превышает 3 % по весу, зерен размером от 5 до 10 мм менее 5 % по весу. Плотность зерен свыше 2,0 г/см3. из различных минералов. Песок строительный - один из основных видов сырья, используемого для производства стеновых материалов, отвечает требованиям ГОСТ 8736 – 93 «Песок для строительных работ. Технические условия» с модулем крупности от 1,0 до 2,5 по фракционному составу песок относится к очень мелкому, мелкому, среднему, крупному и используется в производстве в естественном виде без фракционного разделения. Таким образом, песок строительный природный заменителей не имеет. Согласно ГОСТ 8736-93 песок для строительных работ предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобилных дорог и аэродромов. Подразделяется на природный песок (образовавшийся в результате естественного разрушения скальных пород, получаемый при разработке песчаных месторождений без использования специального оборудования), дробленый песок (изготавливаемый из скальных горных пород, с использованием специального дробильного оборудования), фракционированный песок (получаемый путем просеивания с использованием специального оборудования), песок из отсевов дробления (получаемый при производстве щебня из горных пород, из отходов обогащения руд). Основные свойства: неорганический сыпучий материал, крупность зерна от 0,7мм до 5мм, плотность от 2,0 до 2,8 г/см³. Пески природные по зерновому составу разделяются на следующие группы: крупный, средний, мелкий и очень мелкий. Природные пески предназначаются для производства армированного и неармированного бетона, строительных растворов, кладочных и штукатурных растворов, строительных материалов, а также для балластного слоя железнодорожного пути и строительства автомобильных дорог. Фракционированный песок предназначается в основном для производства армированного и неармированного бетона. Согласно ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», определяющие основные требования к материалам, входящим в товарную группу, щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ применяется в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Подразделяется на: щебень из горных пород – неорганический зернистый сыпучий материал с зернами более 5мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород с последующим рассевом продуктов дробления; гравий из горных пород – неорганический зернистый сыпучий материал с зернами более 5мм, получаемый рассевом природных гравийно-песчанных смесей. Щебень гранитный используется для изготовления высокопрочного бетона, а также для других видов строительных работ. Щебень известняковый при производстве бетона, как правило, не применяется в силу своей малой прочности, однако, незаменим при проведении дорожных работ. По мнению специалистов хозяйствующих субъектов, применяющих щебень в собственном производстве, щебень гранитный можно отнести к виду продукции «щебень из изверженных горных пород мытый» (код ОКП 57 1115), и щебень известняковый – к «щебню из осадочных горных пород мытый» (код 57 1111). В зависимости от крупности зерен делится на следующие фракции: от 5 до 10мм, от 10 до 20мм, от 20 до 40мм, от 40 до 70мм. Выпускается фракционированный щебень или смеси двух и более смежных фракций. В зависимости от предела прочности при сжатии (раздавливании) в цилиндре на марки: «1200», «1000», «800», «600», «400», «300». По степени морозостойкости: «Мрз 15», «Мрз 25», «Мрз 50», «Мрз 100». Щебень из естественного камня предназначается для: изготовления бетона и железобетона, строительства автомобильных дорог, а также для всех видов строительных работ. Зерна щебня имеют угловатую форму и более развитую, чем у гравия, шероховатую поверхность. Благодаря этому сцепление с цементным камнем у щебня выше, чем у гравия. Щебень из гравия (гравий) – материал, получаемый дроблением гравия и валунов. Предназначается для: армированного и неармированного бетона, приготовления искусственной гравийно–щебеночной смеси для балластного слоя железнодорожного пути, строительства автомобильных дорог, и др. строительных работ. Добываемый щебень из гравия выпускается по фракциям и в виде смеси фракций от 5 до 20мм и от 20 до 40 мм. По петрографическому составу выпускаемый щебень из гравия состоит около 75% из зерен осадочных пород (известняки, доломиты) и около 25% из зерен изверженных пород (граниты). Песок, щебень и гравий грузятся навалом в железнодорожные вагоны и автомашины, хранятся на отдельных складах раздельно по фракциям. Таким образом, основными направлениями дальнейшего использования добытых и переработанных нерудных строительных материалов является дорожное и капитальное строительство, производство строительных материалов, стекольная промышленность. Указанное использование зависит от целей потребления и принадлежности НСМ к той или иной фракции, ее качественных характеристик. В зависимости от целей потребления продуктовые границы используемых нерудных строительных материалов могут существенно сужаться до определенных фракций с соответствующими качественными характеристиками. Продуктовые границы товарного рынка общераспространенных нерудных строительных материалов представляют собой определенный товар и его заменители, а вместе с тем товарную группу, рынок которой расценивается как один товарный рынок. Продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности продавца товаров, а также возможности их взаимозаменяемости. В целях получения объективных и обоснованных данных о взаимозаменяемости нерудных строительных материалов был проведен опрос потребителей указанных товаров. Опрос показал, что у 100% приобретателей песка, щебня и гравия отсутствует возможность заменить указанные товары другими товарами. Кроме того, некоторые виды (фракции) песка и щебня применяются исключительно в дорожном строительстве, а некоторые виды указанных товаров только в капитальном и жилищном строительстве. Таким образом, следует рассматривать обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются следующие товары: 1. щебень известняковый, 2. щебень гранитный, 3. песок, 4. гравий. Деятельность продавцов нерудных строительных материалов связана с их разработкой и добычей в природных месторождениях. Статьи 9, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» устанавливают, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Представленная в данном анализе классификация нерудных строительных материалов, безусловно, ограничена, но позволяет выделить и проанализировать все основные группы указанных материалов, используемые в российской экономике. Рассматривая вопрос о взаимозаменяемости нерудных строительных материалов по производству, можно отметить, что существующий технологический процесс их производства (добыча и разработка природных месторождений) не может быть полномасштабно заменен на производство с другими технологическими процессами, из-за высоких технико-экономических барьеров. Потенциальными заменителями природных песка, щебня и гравия являются искусственные материалы (специально приготовляемые), получаемые из природного сырья и отходов промышленности путем термической и других видов обработки, характеризующиеся видом сырья и технологией производства. Производство данных материалов требует дополнительных материальных затрат, вследствие чего они не являются заменителями песка, щебня и гравия. Учитывая доведенные цели и задачи анализа, дальнейшее рассмотрение товарных рынков нерудных строительных материалов проведено в продуктовых границах согласно приведенной выше классификации, а именно: песка, щебня и гравия.
3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА Данное исследование охватывает рынки Российской Федерации. Для удобства проведения анализа за географические границы исследуемых товарных рынков НСМ предварительно можно принять административные границы субъектов Российской Федерации (кроме условно объединенных Москвы и Московской области, и Санкт-Петербурга и Ленинградской области). В качестве основных критериев при выделении географических границ товарного рынка нерудных строительных материалов (щебень, гравий, песок) использованы следующие факторы: • наличие разведанных и разработанных месторождений; • возможность перемещения товара между территориями; • сохранность потребительских свойств в процессе транспортировки; • отсутствие ограничений на ввоз или вывоз товара; • установившиеся связи между производителями и потребителями; • ценовая политика; • транспортные затраты. Учитывая то, что транспортные расходы (при транспортировке автомобильным транспортом невыгодным становится перемещение товара на расстояния более 60 километров) составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, а в некоторых случаях превышают его стоимость (в основном, при доставке песка строительного) географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.
На территории Российской Федерации почти в каждом административном районе имеются разрабатываемые месторождения песчаных и песчано-гравийных материалов, обеспечивающие потребности большинства групп покупателей. Хотя покупателями песка, щебня и гравия являются хозяйствующие субъекты, расположенные, как правило, в двух граничащих субъектах Российской Федерации, цена на нерудные строительные материалы с учетом транспортных расходов возрастает от 20-30% на щебень и гравий и до 90% на песок, вследствие чего продукция становится неконкурентоспособной, а ее вывоз в другие субъекты Российской Федерации (за исключением граничащих регионов), становится экономически невыгодным как для поставщиков, так и для покупателей.
По данным формы государственного статистического наблюдения ВВФ1 «Ввоз (покупка) и вывоз (продажа)», практически весь объем производимой на территории того или иного региона продукции реализуется в этом регионе либо в приграничных районах соседних областей. Исключение составляют: - Ленинградская область, вывоз из которой несколько выше, что связано с высоким качеством добываемого в этом регионе щебня и повышенным спросом потребителей на щебень такого качества. - территории Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области приняты за единый локальный рынок ввиду существования условий и потенциальных возможностей для перемещения между ними НСМ, в том числе внутренним водным транспортом. Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что рассматриваемые рынки, как правило, являются региональными либо локальными и межрегиональными. В данном анализе за географические границы рынков НСМ будут приняты границы субъектов РФ. Тем не менее, при проведении конкретного анализа территориальным управлениям рекомендуется проводить отдельное исследование для выявления границ рынка.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПЕСКА, ЩЕБНЯ И ГРАВИЯ В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке нерудных строительных материалов, входят: • предприятия, осуществляющие добычу и производство нерудных строительных материалов; • предприятия, осуществляющие разработку железорудных месторождений и попутной добычи на них скальных пород, а также добычу песка; • предприятия, осуществляющие промышленную и дорожно-строительную деятельность с применением нерудных строительных материалов; • предприятия, осуществляющие поставку нерудных строительных материалов из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Анализ состава производителей рассматриваемых товаров показал, что добычу и производство песка, щебня и гравия осуществляют предприятия, в том числе горнодобывающие, имеющие лицензию на добычу нерудных строительных материалов. В Южном федеральном округе такие лицензии имеют более 210 хозяйствующих субъектов, при этом в Астраханской области не осуществляется производство нерудных строительных материалов (песка, щебня, гравия). В Центральном федеральном округе на рынке действует не менее 170 предприятий. В Северо-Западном федеральном округе добычей и реализацией нерудных материалов занимаются более 190 хозяйствующих субъектов. При этом наибольшие объемы добычи и реализации песка, щебня и гравия осуществляются в Санкт-Петербурге (Группа ЛСР, ПО «Ленстройкерамика»), Ленинградской области, Архангельской области и Республике Карелия. В Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах лицензии имеют более 100 хозяйствующих субъектов. В Дальневосточном федеральном округе на рынке действует не менее 80 предприятий. Необходимо отметить, что не все хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующие лицензии на освоение и разработку месторождений нерудных строительных материалов, осуществляют производственную деятельность, что связано с отсутствием необходимых инвестиций для полноценного освоения месторождения, в том числе создания необходимой инфраструктуры. Кроме того, ряд хозяйствующих субъектов добывают песок, гравий и щебень для собственных нужд в собственных или арендованных карьерах, у собственников которых имеется лицензия на осуществление указанных видов деятельности. Это, в первую очередь, дорожно-эксплуатационные предприятия, которые используют рассматриваемые товары как компонент для производства асфальтобетона, строительства и ремонта автодорог. При этом следует обратить внимание на проблему неиспользования лицензиатами источников НСМ и неосуществления производства (добычи) НСМ, при наличии лицензии. Вместе с тем, важно учитывать и то обстоятельство, что повсеместно отмечается несанкционированная добыча и реализация песка. В некоторых областях доля незаконно добытого и реализованного песка достигает 10-15%. Следует отметить, что многие организации, осуществляющие дорожное строительство, закупают щебень у посредников. Покупателями песка, щебня и гравия являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.
5. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ЩЕБНЯ, ГРАВИЯ И ПЕСКА
Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих товарные рынки щебня, гравия и песка, позволяют сделать следующие выводы. Рассматриваемые товарные рынки, в основном, являются высококонцентрированными. Рынок гравия является одним из наиболее концентрированных. Из семи федеральных округов лишь в одном (ЮФО) есть регион с низкой концентрацией – Краснодарский край. Рынок щебня занимает промежуточное положение между рынками песка и гравия. При этом уровень концентрации в 2007 году по отношению к 2006 году снижается. Центральный федеральный округ Товарный рынок щебня в Центральном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, лишь в Липецкой области рынок является низкоконцентрированным. При этом стоит учесть, что в ряде регионов индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составляет максимальное значение (Воронежская, Калужская и Ярославская области), что говорит о том, что конкуренция на указанных товарных рынках отсутствует. Товарный рынок гравия в Центральном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, при этом индекс Герфиндаля-Гиршмана стремится к максимальному значению лишь в Ивановской области. Указанные показатели представлены в приложении 1.2. к настоящему анализу. Товарный рынок песка в Центральном федеральном округе также характеризуется высокой концентрацией, лишь во Владимирской области рынок песка является умеренноконцентрированным. В ряде рассматриваемых субъектов уровень концентрации снижается, например, в Тульской области с 10 000 в 2006 году до 4 367 в 2007 году, в Тверской области с 5066 в 2006 году до 3660 в 2007 году. Однако в отдельных регионах наоборот прослеживается тенденция к увеличению рыночной концентрации (Тамбовская область, Смоленская область, Липецкая область, Рязанская область, Ярославская область). Южный федеральный округ Товарный рынок щебня в Южном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия – Алания, Волгоградской области и Республике Дагестан, индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение (10 000), и низкой концентрацией в Краснодарском крае. При этом в Ставропольском крае уровень концентрации снизился с 10 000 в 2006 году до 5 171 в 2007 году, в Ростовской области с 2 155 в 2006 году до 1795 в 2007 году. Товарный рынок гравия в Южном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, при этом в ряде регионов индекс Герфиндаля-Гиршмана либо составляет максимальное значение (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания), либо стремится к максимальному значению (Ставропольский край – HHI составляет 9 216). В Краснодарском крае HHI вырос фактически в 6 раз и составил 366 пунктов (в 2006 году – 62). Товарный рынок песка в Южном федеральном округе также характеризуется высокой концентрацией, при этом в Карачаево-Черкесской Республике уровень концентрации составляет максимальное значение. Северо-Западный федеральный округ Товарный рынок щебня в Северно-Западном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией по всех субъектах, и умеренной в Ленинградской области (по гранитному щебню). Изучение данных о состоянии конкуренции на указанных рынках говорит о ее отсутствии. Товарный рынок гравия в Северно-Западном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, при этом в ряде регионов индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение (Новгородская область, Республика Коми, Мурманская область), что говорит о том, что конкуренция на указанных товарных рынках отсутствует. Товарный рынок песка в Северно-Западном федеральном округе также характеризуется высокой концентрацией, при этом практически во всех регионах произошло снижение индекса рыночной концентрации HHI. Например, на рынке Архангельской области на 878 пунктов, Вологодской области – 2 266,Псковской области – 1260. Приволжский федеральный округ Товарный рынок щебня в Приволжском федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, при этом в Республике Башкортостан, Кировской области и Республике Мордовия индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение (10 000), лишь в Оренбургской области рынок щебня является низкоконцентрированным. Товарный рынок гравия в Приволжском федеральном округе характеризуется высокой концентрацией во всех регионах, при этом индекс рыночной концентрации HHI в 2007 году практически во всех регионах увеличился. Товарный рынок песка в Приволжском федеральном округе, характеризуется высокой концентрацией во всех регионах, при этом в ряде регионов наблюдается как повышение индекса рыночной концентрации (Республика Мордовия, Пензенская область), так и понижение (Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Нижегородская область). Уральский федеральный округ Товарный рынок щебня известнякового в Уральской федеральном округе характеризуется высокой концентрацией практически во всех регионах. Рынок щебня гранитного является умеренноконцентрированным, лишь в Челябинской области характеризуется высокой концентрацией. Товарный рынок гравия в Уральской федеральном округе представлен только Ямало-Ненецким автономным округом и характеризуется высокой концентрацией. Товарный рынок песка в Уральской федеральном округе характеризуется высокой концентрацией в Курганской и Челябинской областях, в Свердловской области умеренной концентрацией, в Тюменской области – низкой, при этом во всех регионах произошло повышение индекса рыночной концентрации, например в Челябинской области с 4 720 в 2006 году до 7 417 в 2007 году. Сибирский федеральный округ Товарный рынок щебня гранитного в Сибирском федеральном округе характеризуются высокой концентрацией во всех регионах, кроме Алтайского края (низкая концентрация), при этом в ряде регионов индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение (Томская область, Читинская область), что говорит о том, что конкуренция на указанных товарных рынках отсутствует. Во многих регионах произошло снижение индекса рыночной концентрации HHI, в Республики Бурятия на 577 пунктов, в Иркутской области на 797 пунктов, в Кемеровской области на 3082 пунктов. Товарный рынок щебня известнякового в Сибирском федеральном округе характеризуются высокой концентрацией во всех регионах, за исключением Красноярского края (низкая концентрация), при этом в ряде регионов наблюдается как повышение индекса рыночной концентрации (Новосибирская область, Республика Хакасия), так и понижение (Кемеровская область, Новосибирская область). Товарный рынок гравия в Сибирском федеральном округе характеризуются высокой концентрацией во всех регионах, при этом в ряде регионов индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение (Республика Бурятия, Читинская область). В Иркутской и Кемеровской областях, Красноярском крае и Республике Хакассия произошло снижение индекса рыночной концентрации, в Томской области наоборот прослеживается тенденция к усилению рыночной концентрации, индекс HHI по сравнению с 2006 годом в 2007 году вырос на 954 пункта и составил 9 488. Товарный рынок песка в Сибирском федеральном округе характеризуются высокой концентрацией во всех регионах, за исключением Алтайского края и Красноярского края, в котором рынок песка в 2006 году отмечался высоким уровнем концентрации, в 2007 – умеренным, за счет появление новых хозяйствующих субъектов (7 – в 2006 году, 11 – в 2007 году). Дальневосточный федеральный округ Товарный рынок щебня в Дальневосточном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией во всех регионах, при этом в ряде регионов наблюдается как повышение индекса рыночной концентрации (Республика Саха (Якутия), Амурская область и Хабаровский край), так и понижение (Сахалинская область, Приморский край). Товарный рынок гравия в Дальневосточном федеральном округе характеризуется высокой концентрацией, при этом во всех регионах, за исключением Еврейской автономной области, индекс Герфиндаля-Гиршмана составляет максимальное значение. Товарный рынок песка в Дальневосточном федеральном округе также характеризуется высокой концентрацией во всех регионах. Таким образом, практически в каждом регионе товарные рынки песка, гравия и щебня являются высококонцентрированными, за счет присутствия в каждом регионе нескольких крупнейших предприятий или групп предприятий.
6. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТПУСКНЫХ ЦЕНАХ Нерудные строительные материалы для нужд жилищного строительства используются преимущественно при изготовлении железобетонных изделий и обустройстве дорог и площадок. Доля нерудных строительных материалов в себестоимости железобетонных изделий составляет в зависимости от вида продукции от 10 до 15%. Учитывая, что потребителями нерудных материалов являются преимущественно предприятия строительного комплекса, ситуация с ценами во многом зависит от инвестиционной активности в регионе и, соответственно, от спроса на данные материалы. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) в 2006-2007 гг. прослеживается следующая динамика изменения цен на щебень, гравий и песок. Цены на гравий и щебень в 2006 году интенсивнее всего росли в Южном федеральном округе (25,7%). Второе место занимают ЦФО и СЗФО, рост цен составил 17,4% и 17,9% соответственно, в ДФО рост цен составил 16,4%. В УФО И СФО рост цен практически не отличался и составил 12,1% и 12,7% соответственно, в ПФО цены росли медленнее всего, их рост составил 3,7%. Однако в 2007 году рост цен на щебень и гравий в ЮФО замедлился и составил 20,7%, так же рост цен снизился в СЗФО, ДФО и составил 16,3% и 15,2% соответственно, в то время как в ЦФО, УФО, ПФО и СФО цены выросли на 21,6%, 18,7%, 14,1%, 30% соответственно. Таким образом, в 2006 году самый большой рост цен был отмечен в ЮФО (25,7%), в 2007 – в СФО (30%). В сравнении со среднероссийскими темпами роста цен на гравий и щебень (14,4%) в 2006 году, в 3-х федеральных округах рост цен превысил общероссийский уровень – ЦФО, СЗФО и ЮФО. Однако уже в 2007 году темпы роста цен практически во всех рассматриваемых федеральных округах превысили общероссийские показатели (17,8%), за исключением СЗФО и ДФО. На рынке песка в 2006 году ценовым лидером являлся Уральский федеральный округ, в котором цены выросли на 57,3% и превысили общероссийские показатели на 34,1%, в то время как в ПФО и ДФО цены снизились на 6,6% и 6,7% соответственно. В ЦФО, СЗФО и ЮФО рост цен составил от 25% до 30%, в СФО цены выросли на 15,2%. В 2007 году наибольший рост цен отмечался в УФО и ЦФО – 40% и 37,8% соответственно, при этом в СЗФО И УФО цены снизились на 22,7% и 8,5% соответственно. Небольшой рост цен отмечался в ДФО – 5,4%. В СФО И ЮФО цены выросли практически одинаково, рост составил 9,3% и 10% соответственно. При этом темпы роста цен на песок в 2006 году соответствовали темпам роста цен в 2007 году (23,2% в 2006 году, 24,8% в 2007 году). Вместе с тем, в различных регионах ситуация с ценами на нерудные строительные материалы существенно различается. В рассматриваемом периоде имело место, как повышение цен, так и их снижение, в том числе в пределах одного региона.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ И СТЕПЕНИ ОТКРЫТОСТИ РЫНКОВ В качестве барьеров входа на рынок нерудных строительных материалов потенциальных конкурентов можно отметить ограниченность ресурсов. Несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений. Существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий. Как уже отмечалось, транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов. Например, в структуре цены тонны щебня железнодорожный тариф достигает 46%, а в структуре цены тонны песка размер стоимости транспортных расходов (перевозка, погрузка, выгрузка) достигает 90%.
ВЫВОДЫ:
1. Анализ продуктовых границ рынка позволил выделить четыре обособленных рынка НСМ: рынок песка, гравия, гранитного щебня и известнякового щебня.
2. Проведенный анализ рынков нерудных строительных материалов показывает, что рассматриваемые рынки в пределах определенных географических границ, являются, в основном, высококонцентрированными, на них действует небольшое количество хозяйствующих субъектов, занимающих большие рыночные доли (в приложении представлены крупнейшие производители и их доли по соответствующим регионам).
3. По причине высоких транспортных расходов на перемещение нерудных строительных материалов от продавца к покупателю рассматриваемые рынки носят, в основном, локальный, региональный и межрегиональный характер. Именно поэтому в большей части изученных регионов рынки нерудных строительных материалов являются высококонцентрированными.
4. Рынки нерудных строительных материалов характеризуются значительными барьерами, в т.ч. административными, связанными с необходимостью получения лицензий. Главными барьерами для расширения межрегиональной торговли является высокая доля транспортных затрат: при перевозке в соседний регион цена щебня и гравия возрастает на 20-30%, песка – на 90%.
5. По официальным данным, полученным от Росстата изменение цен на песок и щебень и гравий в 2005-2006 гг. составило соответственно: Песок: Российская Федерация – 2006 г. – 23,2%; 2007 г. – 24,8%; Центральный федеральный округ – 2006 г. - 30%; 2007 г. – 37,8%; Северо-Западный федеральный округ – 2006 г. – 29,7%; 2007 г. - -22,7%; Южный федеральный округ – 2006 г. – 24,5%; 2007 г. – 10,4%; Приволжский федеральный округ – 2006 г. - -6,6%; 2007 г. - -8,5%; Уральский федеральный округ – 2006 г. – 57,3%, 2007 г. – 40%; Сибирский федеральный округ – 2006 г. – 15,2%, 2007 г. – 9,3%; Дальневосточный федеральный округ 2006 г. - -6,7%, 2007 г. – 5,4%. Щебень и гравий: Российская Федерация - 2006 г. – 14,4%; 2007 г. – 17,8%; Центральный федеральный округ 2006 г. – 17,4%; 2007 г. – 21,6%; Северо-Западный федеральный округ 2006 г. – 17,9%; 2007 г. – 16,3%; Южный федеральный округ 2006 г. – 25,7%; 2007 г. – 20,7%; Приволжский федеральный округ – 2006 г. – 3,7%; 2007 г. – 14,1%; Уральский федеральный округ – 2006 г. – 12,1%, 2007 г. – 18,7%; Сибирский федеральный округ – 2006 г. – 12,7%, 2007 г. – 30%; Дальневосточный федеральный округ 2006 г. – 16,4%, 2007 г. – 15,2%. Рост цен на НСМ в 2006-2007 гг. носил неравномерный характер. Наблюдалось как повышение цен, так и их снижение. Изменение цен во многом связано с общей инвестиционной активностью региона. На рост цен также существенное влияние оказывает рост тарифов на перевозки, а также требования к качеству НСМ.
7. На территории Северо-Западного и Центрального федеральных округов Российской Федерации имеются большие объемы природных запасов нерудных материалов, при этом наибольшие запасы приходятся на месторождения, расположенные в акватории Финского залива, Ленинградской области, Республики Карелия, Воронежской области. Важно также отметить, что щебень и гравий, добываемый в месторождениях Северо-Западного федерального округа, отличается высоким качеством, что имеет очень важное значение для хозяйствующих субъектов, использующих нерудные строительные материалы для производства железобетонных изделий, конструкций и строительства в целом. Однако высокие расходы на транспортировку НСМ из этих регионов существенно увеличивают их стоимость для потребителя.
8. В последнее время наблюдается рост потребления нерудных строительных материалов, связанный в том числе с реализацией государственных программ (национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»), других программ, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации и законодательных органов (постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26.04.206 № 121-СФ «О программе строительства дорог в Российской Федерации), что в условиях высококонцентрированного рынка может привести к росту цен. Кроме того, рост потребления строительных материалов, который необходим для увеличения объемов строительства при отсутствии условий, способствующих увеличению предложения НСМ, также может привести к существенному повышению цен на песок, гравий и щебень, следствием чего станет повышение цен на конечную продукцию, в производстве которой используются НСМ.
9. Имеются предпосылки того, что число участников на товарном рынке нерудных материалов может увеличиться. Ввиду возрастающих в последние годы объемов гражданского, промышленного, дорожного строительства появляются новые хозяйствующие субъекты, инвестирующие большие денежные средства и планирующие заниматься разработкой гравийных и песчаных карьеров. Вместе с тем, на рынке действует значительное количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность без соответствующих лицензий.
10. В отдельных регионах производители НСМ сталкиваются с проблемами транспортировки произведенных товаров железнодорожным транспортом. Кроме того, проблему нехватки или несвоевременной подачи вагонов отмечают практически все опрошенные потребители.
11. В отдельных регионах недропользователи, имеющие соответствующую лицензию, предоставляющую право пользования участком недр, не осуществляют деятельности по добыче (производству) НСМ. Таким образом, возможно искусственное создание дефицита на рынке НСМ. Необходимо создание предпосылок для обеспечения сбалансированности интересов землепользователей и недропользователей. Полагаем целесообразным установление преимущественного права приобретения земельных участков в границах горного отвода и смежных участков предприятиями, разрабатывающими данные месторождения. Кроме того, полагаем целесообразным при проведении аукционов (конкурсов) на право пользования участками недр для добычи нерудных строительных материалов обязательное включение в лицензионные условия аукциона (конкурса) положения об изъятии лицензии в случае, если участок недр не разрабатывается в течение двух лет.
12. Необходимо установить ограничения для хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка НСМ по участию в аукционах на участки недр, используемых для добычи НСМ.
13. В целях недопущения нарушений законодательства о государственном заказе установить жесткий контроль неукоснительного соблюдения государственными заказчиками требований закона об обязательном проведении конкурсов (аукционов) при размещении госзаказов на поставки НСМ, используемых в капитальном, дорожном и жилищном строительстве, для государственных нужд.
14. Необходимо включить нерудные строительные материалы в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 609-р, а участки недр, которые используются для добычи НСМ распределять только на аукционах. 15. В целях стимулирования разработки месторождений НСМ полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об установлении льгот по налогам для инвесторов (на период строительства рудников) и добывающих предприятий (на сумму, инвестируемую в развитие производства).
16. В связи с тем, что технический уровень оборудования отрасли весьма существенно отстает от мирового, низка степень автоматизации производственных процессов, ощущается нехватка прогрессивного оборудования, предлагается уточнить списки ввозимого технологического оборудования с целью освобождения от таможенных пошлин тех видов технологического оборудования и запасных частей, аналоги которого отсутствуют на территории Российской Федерации.