2011-09-13 Изменения в Закон РФ «О недрах» в части лицензирования
Целью предлагаемых к внесению в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» изменений является конкретизация условий лицензий на пользование недрами, урегулирование порядка внесения изменений в лицензии, уточнение оснований прекращения права пользования участками недр, в том числе досрочного, приостановления и ограничения, введение норм, стимулирующих переработку добытых полезных ископаемых на территории Российской Федерации.
Предлагаемый законопроект направлен на внесение изменений в статьи 7, 9, 10.1, 11, 12, 13.1, 16, 17.1, 20, 21, 22, 23.2, 23.3, 28, 40 Закона Российской Федерации «О недрах» и дополнение его новой статьей 12.1 (в части установления порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами).
Законопроектом предлагается признать утратившим силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами». При этом нормы, содержащиеся в указанном Положении, и отсутствующие в Законе Российской Федерации «О недрах», предлагается перенести в Закон Российской Федерации «О недрах».
В статью 7 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается внести изменения, устанавливающие, что в случае пользования участками недр для геологического изучения или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, пользователь недр может отказаться от части участка недр в пределах геологического отвода, обратившись в органы, предоставившие лицензию. Заявление удовлетворяется с 1 января следующего года, если оно поступило не позднее чем за 3 месяца до его наступления, или с 1 июля текущего года, если оно поступило в срок до 1 апреля этого года. При этом предлагается установить запрет на уменьшение участка недр, предоставленного в пользование, при котором за границами участка недр окажутся запасы полезного ископаемого, поставленные на государственный баланс.
Норма о возможности пользователя недр отказаться от части участка недр в пределах геологического отвода, предусмотренная Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1, перенесена в указанный законопроект.
Законопроектом в статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается предусмотреть возможность выдачи одной лицензии на пользование группой участков недр, предоставленной по итогам конкурса или аукциона, проведенного относительно данной группы участков недр. Возможность проведения таких конкурсов и аукционов в настоящее время предусмотрена ст. 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах».
Законопроектом предлагается также изложить статью 12 Закона Российской Федерации «О недрах» в новой редакции, конкретизирующей условия лицензии на пользование недрами в зависимости от вида пользования недрами.
В условия лицензии помимо тех условий, которые должны в нее включаться в соответствии с действующим Законом Российской Федерации «О недрах», предлагается включать:
1) условия, определяющие виды и минимальные объемы поисковых и (или) геологоразведочных работ с разбивкой по годам, сроки их проведения;
2) сроки ввода в разработку месторождений полезных ископаемых;
3) условия использования геологической информации, получаемой в процессе пользования недрами и сроки представления данной информации государству.
Включение в лицензии на пользование недрами этих условий позволит контролировать процесс геологического изучения участков недр, а также обеспечить своевременный ввод в разработку месторождений полезных ископаемых, получение государством всего объема геологической информации, получаемой пользователями недр.
В связи с тем, что Закон Российской Федерации «О недрах» практически не регламентирует процедуру внесения изменений в лицензии на пользование недрами, в том числе не закрепляет случаи, при которых соответствующие изменения могут вноситься в лицензию на пользование недрами, предлагается дополнить Закон Российской Федерации «О недрах» статьей 12.1, в которой устанавливается, что внесение изменений в лицензии на пользование недрами осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации - органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при согласии пользователя недр, а также определить основания для внесения изменений в лицензии на пользование недрами. При этом статью 9 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается дополнить положениями о том, что права и обязанности, предусмотренные изменениями, вносимыми в условия лицензии на пользование недрами либо изменениями условий соглашения о разделе продукции, возникают у пользователя недр с даты государственной регистрации соответствующих дополнений к лицензии на пользование недрами либо с даты вступления в силу соответствующих изменений условий соглашения о разделе продукции. Соответствующие изменения предлагается внести в статью 28 Закона Российской Федерации «О недрах».
Законопроектом в статье 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах» введен дополнительный основной критерий для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участками недр, по условиям которого предусмотрены обязательства победителя конкурса по переработке добытого полезного ископаемого. К данному основному критерию предлагается отнести эффективность и научно-технический уровень предлагаемых программ по переработке добытого полезного ископаемого, а также сроки их реализации.
В связи с тем, что проблема наличия одного заявителя, характерна и для случаев предоставления участка недр в пользование по результатам аукциона на право пользования недрами, законопроектом предлагается внести изменения в статью 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах» с целью установления возможности выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту на участие в аукционе на право пользования недрами. При этом в статье 40 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается предусмотреть, что не допускается установление в лицензии размера разового платежа за пользование недрами ниже установленного условиями аукциона увеличенного на шаг аукциона в случае предоставления права пользования недрами единственному участнику аукциона.
Кроме того, в целях исключения ситуаций, при которых недропользователи на практике стремятся переоформить лицензию на пользование недрами на иное лицо, в случае направления им уведомлений о допущенных нарушениях, статью 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается дополнить частью следующего содержания:
«Переход права пользования недрами к другому субъекту предпринимательской деятельности и переоформление лицензии на пользование участком недр не допускается в случае, если в адрес владельца лицензии в соответствии с частью первой статьи 21 настоящего Закона направлено письменное уведомление о допущенных нарушениях до момента представления органами, указанными в части второй статьи 37 настоящего Закона, органам, направившим уведомление, подтверждения факта устранения этих нарушений в срок, указанный в этом уведомлении.».
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях не распространяется на отношения недропользования, законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 5 части 1 статьи 20 Закона Российской Федерации «О недрах». Кроме того, в связи с тем, что пункт 7 и пункт 9 части 2 указанной статьи по содержанию совпадают, законопроектом предусматривается исключение пункта 7 из данной части.
В целях устранения диспозитивного установления возможности совершения органами государственной власти действий законопроектом предлагается в части 4 статьи 21 Закона Российской Федерации «О недрах» слова «может быть принято» заменить словом «принимается».
Статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается установить, что разработка одного месторождения полезных ископаемых, расположенного в пределах нескольких участков недр, осуществляется в соответствии с единым техническим проектом. При этом, в случае, если работы по разработке одного месторождения полезных ископаемых осуществляются двумя или более пользователями недр, порядок проведения соответствующих работ и подготовки необходимой документации определяется соглашением между пользователями недр, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данная норма предусмотрена Положением о порядке лицензирования пользования недрами, установленным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения». Учитывая, что законопроектом предлагается признать утратившим силу указанное постановление, данная норма перенесена в законопроект.
Статью 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах» предлагается изложить в новой редакции, устанавливающей обязательные условия для пользователей недр, осуществляющих переработку добываемого на участке недр полезного ископаемого, в частности, выполнение обязательств по переработке добываемого на участке недр полезного ископаемого, включенных в лицензию на пользование недрами, выдаваемую по результатам инвестиционного конкурса.
Кроме того, законопроектом предлагается внести ряд иных изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», устраняющих имеющиеся пробелы в правовом регулировании рассматриваемых отношений.
Изменения, вносимые законопроектом в статью 16 Закона Российской Федерации «О недрах», направлены на ликвидацию имеющихся пробелов законодательства Российской Федерации о недрах. В частности, предлагается отнести к компетенции Правительства Российской Федерации установление порядка предоставления находящихся в федеральной собственности горных выработок, скважин и иных подземных сооружений, а также объектов инфраструктуры пользователям недр.
Статья 22 Закона Российской Федерации «О недрах» дополняется новой частью, согласно которой при пользовании недрами в целях, связанных с добычей полезных ископаемых, допускается отступление от уровней добычи полезных ископаемых в пределах, предусмотренных техническим проектом на разработку месторождения полезных ископаемых. Введение предлагаемой нормы позволит упорядочить отношения недропользования и исключить необходимость постоянного внесения изменений в проектную документацию на разработку месторождений полезных ископаемых при незначительных, технически и экономически обоснованных отклонениях от установленных уровней добычи в связи с изменением объема произведенной продукции.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 40 Закона Российской Федерации «О недрах» в части установления возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения. Реализация проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства. Законопроект размещен в разделе Статьи.
Все новости
|