2012-02-12 Об отнесении к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих запасы угля. 2012
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах» (об отнесении к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих запасы угля)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах» (об отнесении к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих запасы угля) (далее – проект акта) и сообщает следующее.
При рассмотрении проекта акта установлено, что указанный проект акта предусматривает отнесение к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих балансовые запасы каменного угля (в том числе антрацита и угля коксующегося) в общем объеме от 300 миллионов тонн и балансовые запасы бурого угля от 1 миллиарда тонн.
1. В настоящий момент в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», к участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн; запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Проектом акта, соответственно, предлагается дополнить указанный перечень крупными угольными месторождениями.
2. В случае реализации положений проекта акта недропользователи, как в рамках ввода в эксплуатацию новых месторождений, так и в рамках осуществления разведки и добычи на ряде действующих месторождений (соответствующих балансовых запасов), будут обременены обязанностью получать положительное решение Правительства Российской Федерации на осуществление такой деятельности.
Помимо этого, в ряде случаев недропользователи обязаны будут проходить процедуру предварительного согласования финансовых сделок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Обращаем особое внимание на отсутствие в проекте акта, равно как и в пояснительной записке обоснования принятия предлагаемого регулирования. Фактически цель внесения столь значительных структурных изменений в отрасль разработчиком не указана. Не представлена оценка последствий нового правового регулирования для самих недропользователей, государства и общества в целом. Между тем, разработчиком в пояснительной записке напрямую указывается на невозможность в настоящее время дать оценку расходам соответствующих субъектов предпринимательской деятельности, связанных с исполнением возлагаемых не них обязанностей. Данная степень неопределенности в оценке последствий реализации предлагаемых норм представляется достаточной для принятия решения о невозможности поддержать их принятие.
3. Согласно экспертной оценке к объектам регулирования будет отнесена значительная часть участков недр на территориях крупнейших российский угольных месторождений, в частности, Эльгинского месторождения, Элегетского местрождения, месторождений Минусинского угольного бассейна (Черногорское и Изыхское), а также месторождений Кузнецкого угольного бассейна.
В свою очередь, крупнейшие угледобывающие производства действуют именно на территории указанных месторождений, обеспечивая большую часть добычи и переработки угля на территории Российской Федерации.
Предлагаемое регулирование сопряжено с ограничением возможного участия иностранных инвесторов в деятельности угледобывающих компаний. При этом уровень долговой нагрузки ряда крупных угледобывающих компаний достаточно высок и достигает уровня 3,4-4 EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации). Риски невозможности рефинансирования долга являются значимыми для таких компаний. Ограничение возможностей привлечения капитала (в том числе посредством ограничения возможностей допэмиссии акций в пользу иностранных инвесторов) может отразиться на стоимости заимствований таких компаний. Доходность собственного капитала угледобывающих компаний с высоким уровнем долговой нагрузки в значительной степени зависит от стоимости долговых ресурсов.
Таким образом, изложенное выше свидетельствует о рисках снижения инвестиционной привлекательности проектов в отрасли угледобычи, а также снижения инвестиционной привлекательности самих угледобывающих компаний, уже реализующих такие проекты. Дополнительно следует отметить, что ряд крупнейших российских угледобывающих предприятий являются публичными компаниями, доли в которых могут принадлежать иностранным инвесторам.
Кроме того, если действующие месторождения, в отношении которых уже осуществлены основные капиталовложения, будут эксплуатироваться даже в условиях доходности близкой к нулевой, то в отношении запланированных к разработке месторождений указанный тезис не применим. Существует значительный риск отказа разработчиков от осуществления запланированных инвестиционных проектов в области угледобычи, то есть, фактически, переход балансовых запасов угля на территории Российской Федерации в категорию некондиционных запасов.
Учитывая, что угольная продукция используется в качестве сырья при производстве металла, обращаем внимание, что российская угледобыча характеризуется высокой степенью интеграции в металлургическую отрасль, эффективность которой также может быть подвергнута указанным рискам. Принимая во внимание запланированное вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, и значимость продукции металлургической отрасли в общем объеме экспорта, следует провести тщательную оценку последствий принятия настоящего регулирования, как создающего риск нивелирования конкурентных преимуществ отечественных производителей.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о необходимости дополнительного обоснования целесообразности принятия проекта акта, а также детальной оценки со стороны разработчика последствий предлагаемого регулирования. В отсутствии таких данных принятие проекта акта не может быть поддержано.
4. Таким образом, проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта акта, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. Соответствующий проект был направлен в субъекты Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, а также были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России.
В рамках публичных консультаций замечания по проекту акта представлены не были. 1165-ОФ/Д26 от 27.01.2012
Все новости
|