2012-10-05 Основные проблемы минерально-сырьевого комплекса России на 2012 год
На протяжении всей мировой истории объемы потребления минерального сырья увеличивались нарастающими темпами. На протяжении XX века было использовано больше сырьевых продуктов, чем за всю предыдущую историю. И сегодня объемы потребления энергоносителей, металлов, химических веществ, строительных материалов продолжают расти, несмотря на ясное осознание человечеством экологических угроз и повсеместное внедрение ресурсосберегающих технологий. Естественными следствиями потребительского бума являются рост добычи минерального сырья, а также увеличение затрат на ГРР, без которых невозможно ни открытие, ни освоение, ни разработка новых месторождений. Поскольку все «легкие» открытия на Земле уже сделаны, геологам приходится увеличивать глубины поисков, разрабатывать и использовать дорогостоящие технику и технологии, уходить в удаленные районы со все более сложными условиями работ. Однако увеличение затрат на геологоразведку возможно лишь в условиях стабильного экономического роста.
ПРОБЛЕМЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДОМ НЕДР.
Во второй половине 2008 и в 2009 гг. в результате стремительного падения мировых цен на минеральное сырье доходы сырьевых компаний существенно сократились, что повлекло за собой сворачивание инвестиционных программ, в первую очередь, программ поисков, разведки и освоения новых месторождений, технического и технологического перевооружения предприятий. В результате под угрозой срыва оказалось достижение показателей «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья», утвержденной приказом № 151 Минприроды России в июле 2008 г. В этих условиях как никогда актуальной стала проблема привлечения в геологоразведку капитала, который во всем мире в условиях кризиса стремится уйти из проблемных отраслей и регионов. В этом плане ситуация в отечественном минерально-сырьевом комплексе складывалась более или менее благоприятно. В 2010 г. инвестиции в ГРР в Российской Федерации превысили уровень 2009 г. на 13%, хотя и оказались заметно ниже рекордного уровня 2008 г. Это при том, что, по данным Росстата, приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 г. сократился относительно 2009 г. На те же 13%. По предварительным оценкам в 2011 г. объемы ГРР в России выросли еще на 15-17%, при том что нетто отток капитала за границу в том же году составил 85-100 млрд долл. В 2009-2010 гг. в ходе реформирования системы управления недропользованием были достигнуты значимые результаты, позволившие существенно увеличить инвестиционную привлекательность российского минерально-сырьевого комплекса. В частности, был установлен режим «одного окна» при согласовании технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых; обеспечена доступность геологической информации за счет отмены платы за ее предоставление; появилась возможность изменения границ участка недр в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр; исчезла необходимость получения отдельных лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд на своих лицензионных участках; упрощено предоставление земельных участков, принадлежащих государству и муниципалитетам, для нужд недропользования. Однако ряд серьезных проблем по-прежнему тормозит развитие российского недропользования. Высокие риски ведения геологоразведочных работ, результаты которых часто бывают отрицательными, и долгосрочный характер инвестиций в минерально-сырьевом комплексе приводят к тому, что вкладывать средства в геологоразведку могут только крупные компании, обладающие большой финансовой устойчивостью, так как рынок публичного венчурного капитала для финансирования рискованных проектов в России пока не развит. Исторически так сложилось, что крупные российские сырьевые компании обеспечены текущими разведанными запасами нефти, газа, твердых полезных ископаемых на десятилетия вперед. При уровне добычи 2010 г. доказанных (по данным аудита) запасов нефти, находящихся в распоряжении основных российских ВИНК, достаточно на 18 - 20 лет и более. Обеспеченность Группы «Газпром», владеющей почти 70% российских запасов природного газа, – не менее 50 лет. ЗАО «АК "Алроса"» владеет практически всеми разведанными в стране запасами алмазов, что составляет более трети мировых. В распоряжении ОАО «ГМК "Норильский никель"» находится большая часть запасов никеля и платиноидов и значительная доля российских запасов меди; обеспеченность компании доказанными запасами этих металлов при нынешнем уровне производства – около 20 лет. А разведанные запасы железных руд, принадлежащие некоторым российским сталелитейным холдингам, позволяют им не испытывать проблем с обеспечением рудой в течение как минимум ближайших 50 лет. То есть у огромного большинства крупных российских сырьевых компаний нет острой необходимости наращивать сырьевую базу. А небольшие компании фактически оказались отстранены от участия в геологоразведочном процессе.
Закономерным итогом этого является тот факт, что воспроизводство российской минерально-сырьевой базы идет далеко не такими темпами, как хотелось бы. Даже в золотодобывающей отрасли, где геологоразведочные работы в последние годы были наиболее успешными, основная часть прироста запасов получена в результате доразведки или переоценки запасов ранее разведанных месторождений. Таким образом, сегодня главной задачей геологической отрасли является геологическое изучение и подготовка перспективных площадей, на которых прогнозируется открытие новых объектов («поискового задела»), а не только наращивание запасов в пределах известных разрабатываемых и ранее разведанных месторождений. В соответствии с Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, эта деятельность является сферой ответственности государственной геологической службы и на нее ежегодно направляется значительная часть государственных инвестиций. В частности, в 2010 г. на воспроизводство минерально - сырьевой базы твердых полезных ископаемых из федерального бюджета было направлено более 5,6 млрд руб., или около 187 млн долл. Возникает закономерный вопрос: «Много это или мало и сколько вообще бюджетных денег должно расходоваться на геологоразведку?»
В мире, по данным Metal Economic Group, в 2010 г. в проведение ГРР на основные твердые полезные ископаемые было инвестировано 12 млрд долл. (в 2011 г. – 18 млрд долл.). Если исходить из того, что в среднем объем геологоразведочных работ в стране должен быть примерно пропорционален ее площади, на долю России должно приходиться не менее 10 12% затрат, или как минимум 1,2 1,3 млрд долл. В 2010 г. и 1,8-2,0 млрд долл. – в 2011 г., из них не менее половины – на поисковые и оценочные работы. Поскольку бюджетные расходы на проведение ГРР этих стадий существенно меньше, понятно, что их недостаточно для подготовки «поискового задела», поэтому уже сейчас в стране явственно ощущается дефицит перспективных участков. В условиях рыночной экономики государство не может финансировать эти работы в необходимом объеме. Да это и не нужно. Как показывает мировой опыт, частный капитал готов вкладывать средства в ГРР, в том числе и ранних стадий, но эти работы за рубежом выполняются преимущественно мелкими компаниями, с привлечением рискового капитала. В России для этого требуется реализация комплекса мер по экономическому стимулированию геологоразведочных работ ранних стадий. Как и везде в мире, работы, связанные с геологическим картированием и мелкомасштабным изучением недр, в России финансируются за счет средств государственного бюджета. По сравнению с советским периодом объем затрат на региональные исследования в России значительно уменьшился. По данным ВСЕГЕИ, комплектами современных геологических карт масштаба 1:1 000 000 обеспечено только 42% территории России. Государственные геологические карты масштаба 1:200 000 имеются только для 80% территории, при этом лишь 17% из них отвечает современным требованиям. Россия отстает от развитых стран мира по гравиметрической и гидрогеологической изученности. По сопоставимым элементам сети наблюдений за опасными эндогенными геологическими процессами изученность территории США превышает аналогичную в России на 30 35%; в нашей стране в полтора два раза меньше пунктов наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и участками загрязнения подземных вод. Основным результатом региональных геологических работ (включая научные исследования) являются не прогнозные ресурсы и запасы, а геологическая информация, которая во всем мире рассматривается как общенациональное достояние и доступна любому гражданину. В России до недавнего времени геологическая информация была платной, причем плата, которую должны были вносить компании, зачастую оказывалась весьма высокой. Такой порядок «отфильтровывал» мелкие компании, для которых плата оказывалась непосильной, и предоставлял дополнительные преимущества крупным компаниям. Принятие в 2010 г. поправок в закон «О недрах», отменяющих плату за пользование геологической информацией, полученной в результате государственного геологического изучения недр, послужило важным шагом к улучшению ситуации. В ближайшей перспективе это приведет к увеличению количества потенциальных недропользователей, изменению состава участников аукционов и конкурсов. Использование геологической информации при составлении проектной документации будет способствовать более рациональному использованию недр. Однако, хотя плата за пользование геологической информацией в 2011 г. отменена, бюрократические процедуры, связанные с ее получением из государственных фондов, сохранились и остаются весьма громоздкими. В связи с этим в 2011 году Минприроды России был внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"» и в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», направленный на совершенствование оборота геологической информации. Так, законопроектом предполагается установить четырехлетний срок, в течение которого обеспечивается конфиденциальность геологической информации о недрах. Предполагается, что после истечения указанного срока такая информация будет являться общедоступной.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СФЕРЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
В рамках действующего законодательства о недрах и при сложившихся объемах государственного финансирования геологоразведочных работ воспроизводство минерально-сырьевой базы невозможно без привлечения частных инвестиций. Однако сфера недропользования остается недостаточно привлекательной для инвестиций по нескольким причинам. Во-первых, в связи с тем, что базовый Закон Российской Федерации «О недрах» был принят 20 лет назад, в настоящее время законодательство Российской Федерации о недрах содержит большое количество архаичных и непрозрачных норм, регламентирующих порядок предоставления участков недр в пользование, внесение изменений в лицензии на пользование недрами, а также регламентирующих основания и порядок досрочно- го прекращения, ограничения и приостановления права пользования недрами. Для решения этой проблемы осуществляется постоянная работа по адаптации законодательства к современным условиям. Минприроды России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"», направленный на совершенствование системы лицензирования. Данным законопроектом уточняется перечень условий лицензии на пользование недрами, регулируется порядок внесения изменений в лицензии, упорядочивается процедура проведения аукционов и конкурсов, уточняются основания прекращения права пользования участками недр, в том числе досрочного прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами. Одновременно законопроектом вводится возможность проведения «инвестиционных конкурсов», когда критериями для выявления победителя конкурса являются степень переработки добытого полезного ископаемого на территории Российской Федерации и сроки реализации инвестиционного проекта. Вторая причина снижения инвестиционной привлекательности недр связана с принятием изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» № 58-ФЗ от 28.05.2008, направленных на определение критериев отнесения участков недр к участкам недр федерального значения, а также на установление ограничений участия иностранного капитала при пользовании указанными участками недр. Так, статьей 2.1 Закона Российской Федерации «О недрах» в настоящее время предусмотрена при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства возможность отказа в предоставлении права пользования участком недр федерального значения для целей разведки и добычи полезных ископаемых при установлении на нем факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователю недр, являющемуся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов. Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О недрах» недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр. Правительством Российской Федерации может быть принято решение о прекращении права пользования недрами пользователю недр, являющемуся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов, в случае возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства. Однако недропользователь заинтересован вкладывать значительные финансовые средства в проведение поисково-оценочных работ на участках недр только в том случае, когда у него имеются твердые гарантии того, что в случае установления факта открытия месторождения ему будет предоставлено право его разработки. Высокая вероятность потери участка недр при открытии стратегического месторождения резко снижает инвестиционную привлекательность такого участка для иностранных инвесторов. Для повышения инвестиционной привлекательности сферы недропользования Минприроды России был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"», предусматривающий возможность получения предварительного (до момента установления факта открытия месторождения) решения Правительства Российской Федерации о возможности/ невозможности для данного недропользователя продолжать работы по разведке и добыче полезных ископаемых после установления факта открытия месторождения. Практика лицензирования показывает, что существует выраженная тенденция по исчерпанию фонда легкооткрываемых месторождений, выбыванию из эксплуатации месторождений с богатыми рудами и замещения их объектами с более крупными запасами, но содержащими руды более низкого качества, перемещение геологоразведочных и добычных работ в удаленные районы со сложными горно-геологическими условиями. В сегодняшних условиях месторождение, содержащее 50 тонн коренного золота, уже не является очень крупным и может быть выработано за достаточно короткий срок. В связи с этим Минприроды России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"» и в статью 2 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Указанным законопроектом устанавливается возможность не применять положения Закона Российской Федерации «О недрах» в части досрочного прекращения права пользования недрами при открытии иностранным инвестором – пользователем недр, владеющим лицензией на геологическоеизучение и (или) разведку и добычу полезных ископаемых за счет собственных средств, месторождений, содержащих запасы коренного золота до 250 тонн. Принятие законопроекта будет стимулировать недропользователей к геологическому изучению участков недр, содержащих золото, способствовать привлечению частных инвестиций при добыче коренного золота, внедрению новых современных технологий изучения и освоения недр. Следует отметить, что в настоящее время Законом Российской Федерации «О недрах» не предусмотрено такого основания для возникновения права пользования недрами, как геологическое изучение участков недр федерального значения. Кроме того, субъектный состав пользователей недр на континентальном шельфе Российской Федерации является крайне ограниченным (ОАО «Газпром» и ОАО «НК "Роснефть"»). В целях привлечения инвестиций в освоение недр акваторий Минприроды России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"» и статью 7 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», которым устанавливается возможность предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации для геологического изучения. При этом предлагается максимально либерализовать требования к субъектному составу пользователей недр, допустив до геологического изучения всех заинтересованных юридических лиц, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Административные барьеры являются одним из важнейших препятствий на пути развития российской экономики, поэтому Минприроды России ведет активную работу по снижению барьеров в сфере недропользования. Так, в апреле 2011 года был принят Федеральный закон от 05.04.2011 № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 19.1 Закона Российской Федерации "О недрах"», позволяющий недропользователям без получения дополнительной лицензии добывать на своем участке недр общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, необходимые для целей обустройства месторождения, формирования добычной инфраструктуры. Кроме того, был принят Федеральный закон от 18.07.2011 № 222-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"» и статью 8.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», устанавливающий возможность расширения границ участков недр, предоставленных в пользование. Данный Федеральный закон позволит обеспечить наиболее полное и комплексное извлечение запасов полезных ископаемых и прирост минерально-сырьевой базы в регионах, находящихся в стадии падающей добычи с подготовленной инфраструктурой. Федеральным законом от 30.11.2011 № 364-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены критерии выделения участков недр местного значения. Также в целях установления единого подхода к предоставлению и пользованию участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, указанный Федеральный закон наделяет субъекты Российской Федерации правом организовывать геологическое изучение недр с целью поисков месторождений общераспространенных полезных ископаемых на своих территориях. В целях повышения эффективности использования и охраны подземных вод Минприроды России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации. Изменения направлены на упрощение порядка предоставления права пользования подземными водами, который в настоящее время излишне усложнен и включает два этапа: получение права пользования недрами для геологического изучения и получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности. Для решения проблемы предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», предусмотрев возможность предоставления права пользования недрами одновременно для геологического изучения, разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технологического обеспечения водой объектов промышленности. Для снижения административных барьеров данным законопроектом предлагается также предоставить возможность собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в их границах осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на любой водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, а не только на первый водоносный горизонт. Несмотря на указанные проблемы, большинство которых, в конце концов, несомненно будет решено, потенциал российских недр позволяет удовлетворить практически любые, в том числе экспортные, потребности страны в минеральном сырье. Проблемы российской минеральносырьевой базы, связанные с ее природными особенностями, как правило, могут быть разрешены путем развития инфраструктуры, применения более совершенных технологий добычи и переработки, энерго и ресурсосбережения.
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕФИЦИТОМ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
В России сохраняется дефицит качественных запасов хромитов, руд марганца, титана, циркония, тантала, ниобия, графита, кускового флюорита и ряда других полезных ископаемых, внутренние потребности в которых не покрываются собственной добычей и удовлетворяются за счет импорта сырья. При этом разведанные запасы этих полезных ископаемых в большинстве случаев достаточно велики. Так, российская сырьевая база редких земель, тантала и ниобия – вторая в мире. Однако доля запасов, отработка которых рентабельна в современных условиях, невелика. Невостребованность отечественных месторождений определяется либо невысоким качеством руд, либо сложными условиями их залегания, либо локализацией объектов в малоосвоенных районах, либо совокупностью всех этих причин. В условиях роста спроса на тот или иной вид сырья и с появлением новых технологий добычи и переработки руд, привлекательными для рынка оказываются и месторождения с относительно низкокачественными рудами. Убедительным примером такого развития ситуации является золотодобыча в России.
Если в советское время в Магаданской области руды с содержанием золота менее 10 г/т никого всерьез не интересовали, то сегодня здесь уже начинается реальное освоение целых рудных районов с месторождениями, в рудах которых содержание золота не превышает 2 г/т. Принципиально иной путь решения сырьевой проблемы демонстрирует алюминиевая промышленность России. Отечественные месторождения бокситов отличаются либо крайне низким качеством руд, либо очень сложными условиями отработки. Вероятность обнаружения новых близповерхностных месторождений качественных бокситов в стране чрезвычайно мала. Тем не менее, российская алюминиевая промышленность обеспечивает около четверти мировых поставок необработанного алюминия. При этом лишь около четверти глинозема, необходимого для выпуска металла, производится из отечественных бокситов. Еще около 15% глинозема – это продукт переработки нефелиновых руд, которые больше нигде в мире как алюминиевое сырье не используются. Остальной глинозем производится на зарубежных предприятиях из бокситов, добываемых в Африке, Австралии и Центральной Америке. Более 90% полученного в России алюминия продается за рубеж. Однако это не просто экспорт сырья, аналогичный вывозу сырой нефти, а экспорт продукции, в которой велика роль дешевой электроэнергии, полученной на гидроэлектростанциях, и отечественных технологий. Таким же образом, очевидно, будет решена и проблема обеспечения сырьем урановой промышленности России. Добыча урана из российских недр позволяет удовлетворить лишь около 20% потребностей страны (включая экспортные обязательства).
В настоящее время значительная часть дефицита покрывается из государственного резерва. Еще одним крупным источником сырья является гексафторид урана с природным соотношением изотопов, ввозимый из США в обмен на низкообогащенный уран (НОУ), получаемый разбавлением высокообогащенного урана (ВОУ) российских ядерных боеголовок, по договору ВОУ НОУ. Этот договор будет действовать до конца 2013 г., после чего недостаток уранового сырья станет еще более ощутимым. В последние годы в России были проведены широкомасштабные прогнозно-поисковые работы, однако ощутимых результатов они не дали; по видимому, имеющимися методами обнаружить крупные промышленные скопления урана с рудами высокого качества на территории России не удастся. Экзогенные же объекты песчаникового типа, в значительном количестве обнаруживаемые в результате поисковых работ, как правило, имеют небольшие масштабы, невысокое качество руд и не могут кардинально изменить ситуацию с обеспечением российских предприятий урановым сырьем. Перспективы удовлетворения растущих потребностей страны в урановом сырье связываются, во-первых, со строительством новых добывающих предприятий на базе известных российских месторождений, во-вторых, с освоением месторождений за рубежом, в странах, где есть вероятность обнаружения новых объектов с крупными запасами и высокими содержаниями урана. В настоящее время ОАО «Атомред-метзолото» ведет разработку или освоение нескольких месторождений песчаникового типа в Казахстане и анонсирует реализацию ряда проектов в Украине, Узбекистане, Намибии, ЮАР, Австралии, Канаде, Монголии. Рассеянные элементы – германий, рений, селен, теллур, индий, кадмий, галлий и многие другие – добываются в малых объемах и только попутно, при переработке руд других металлов. Основной проблемой здесь является несовершенство налогового законодательства Российской Федерации, при котором возможно легальное списание попутных компонентов без фискальных последствий, а также уровень используемых в России технологий добычи и обогащения комплексных руд, в результате чего значительная часть редких и рассеянных элементов теряется в отвалах и отходах производства.
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫСОКОЛИКВИДНОГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ
Наиболее значимым для экономики страны является углеводородное сырье; именно использование сырьевой базы нефти и газа наиболее ярко демонстрирует особенности сформировавшейся в России ресурсной экономики. Для сырьевой базы углеводородного сырья Российской Федерации характерна концентрация запасов в крупных и уникальных по масштабу объектах – в них сосредоточено более двух третей запасов нефти и газа. Все они лицензированы и находятся в пользовании вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Имея сырьевую базу такого качества и высокую обеспеченность запасами, компании эксплуатируют, прежде всего, крупные объекты, удобные для разработки, получая наибольшую прибыль. На сегодняшний день уникальные и крупные месторождения дают 65% добычи нефти и 98% - природного газа. Среди вновь открываемых в России месторождений в последние годы преобладают мелкие по запасам объекты. Кроме того, в стране немало районов, где основным или единственным резервом для поддержания как газо , так и нефтедобычи являются именно небольшие месторождения. Это характерно для старых, хорошо освоенных нефтегазоносных регионов, таких как Волго -Уральский или Кавказский, где разведанность начальных суммарных ресурсов достигает 70% и более. Доля мелких месторождений в структуре запасов этих районов растет, а в структуре запасов участков недр, выставляемых на аукционы, достигает 100%. Такие месторождения, не вызывающие интереса у крупных недропользователей, могли бы с успехом разрабатываться небольшими компаниями и использоваться для удовлетворения местных энергетических нужд. Основных препятствий к этому два. С одной стороны, это система предоставления прав пользования недрами, которая создает трудно устранимые препятствия для мелких инвесторов. С другой стороны, это трудность доступа для мелких независимых компаний к магистральным трубопроводам, собственником которых являются государственные монополисты – ОАО «АК "Транснефть"» и Группа «Газпром».
Естественное стремление компаний ускорить окупаемость затрат способствует разработке в первую очередь наиболее эффективных залежей (это общемировая, в том числе и бывшего СССР, практика). В результате в структуре разрабатываемых запасов нефти объективно растет доля так называемых трудноизвлекаемых запасов, к которым относятся залежи нефти в низкопроницаемых коллекторах, высоковязкие нефти, а также нефтяные оторочки, подгазовые и водонефтяные зоны. Большинство вновь вводимых в эксплуатацию месторождений также содержит трудноизвлекаемую нефть. К настоящему времени в структуре разведанных запасов страны доля трудноизвлекаемых нефтей достигает по разным оценкам от 56% до 70%. Тем не менее, нефтедобывающие компании продолжают использовать практику вывода из эксплуатации малодебитных скважин, работающих на трудноизвлекаемом сырье. Более того, их закрытие рассматривается как важный элемент снижения себестоимости, поскольку обычно до 30% скважин компании дают 85% нефти, а эксплуатация остальных 70% скважин лишь повышает себестоимость добытого сырья. В некоторых компаниях не работает 50% имеющегося фонда скважин, хотя добыча при этом растет. Очевидно, что речь идет о выборочной отработке наиболее эффективных запасов. Необходимо подчеркнуть, что в мировой практике повышение нефтеотдачи не является первостепенной задачей недропользователя. Главное для него – получение как можно более высокой прибыли в интересах акционеров компании. Выполнение этой задачи, как правило, объективно входит в противоречие с достижением максимально возможных значений нефтеотдачи.
Увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН) и, как следствие, объема извлекаемых запасов нефти – одна из важнейших забот хозяина недр, то есть, в нашем случае, государства. Падение КИН фиксировалось в России на протяжении всего XX века. В начале 60 х годов его величина превышала 50%, что было связано с освоением высокопродуктивных месторождений в Западной Сибири. Однако на более поздних этапах разработки этих объектов геологические условия становились более сложными и нефтеотдача на них уменьшалась. Уже к 1970 г. средний проектный коэффициент нефтеотдачи сократился до 45%, и в дальнейшем тенденция к его снижению сохранялась. К 2000 г. величина КИН в России достигла 35 - 36%. Переломить тенденцию удалось лишь в XXI веке, когда началось масштабное применение новых технологий, обеспечивающих эффективный ввод в разработку трудноизвлекаемых запасов. Величина среднего проектного КИН стала увеличиваться и составляет сейчас более 38%. Благодаря пересчету КИН за счет внедрения инновационных технологий на Государственный баланс запасов в стране были поставлены дополнительные сотни миллионов тонн извлекаемых запасов нефти. В обозримом будущем вполне реальной может стать величина КИН в 50 60%. Способы достижения этой цели известны – это применение разнообразных методов увеличения нефтеотдачи. Мировой опыт показывает, что за счет применения тепловых методов можно увеличить нефтеотдачу на 15 20%, газовых –на 5- 10% и физикохимических – на 3- 8%. За счет их промышленного применения к 2020 г. в России дополнительно можно будет добывать 30- 60 млн т нефти в год, а извлекаемые запасы страны благодаря увеличению КИН могут вырасти на 2 4 млрд т. Именно применение этих методов позволило реально увеличить нефтеотдачу на нефтяных месторождениях США, имеющих в основном трудноизвлекаемые запасы. В период с 1965 г. КИН в США увеличился более чем на треть, с 29% до 39%.
Сырьевая база природного горючего газа в России характеризуется исключительно высокой концентрацией и высоким качеством. Более 70% разведанных запасов сосредоточено в уникальных месторождениях. Однако разрабатываться с высокой эффективностью может только та часть запасов природного газа, для которой существуют апробированные в отечественной практике технологии добычи и имеется развитая газотранспортная инфраструктура. Такие запасы составляют менее трети разведанных запасов природного (свободного) газа страны; большая их часть представлена «сухим», или энергетическим, газом месторождений Надым-Пур Тазовского региона (НПТР) Ямало Ненецкого АО, на который приходится более 80% российской добычи. Этот газ состоит почти исключительно из метана и не требует переработки. В отечественной газопромысловой практике добыча газа повсеместно ведется в режиме использования собственной энергии пласта. Такая технология позволяет извлекать лишь 70% разведанных запасов газа. В неглубоких залежах (а в них, в основном, и сосредоточены запасы «сухого» газа), характеризующихся невысоким энергетическим потенциалом, по мере вступления их в завершающую стадию эксплуатации растет доля так называемого «низконапорного» газа, для извлечения и транспортировки которого требуются серьезные дополнительные затраты, а часть его извлечь попросту невозможно. Только на базовых для газодобычи месторождениях - Медвежьем, Уренгойском, Ямбургском и Заполярном – к концу эксплуатации залежей «сухого» газа в недрах останется около 1,5 трлн куб.м высококачественного топлива. Технологии вытеснения низконапорного газа из залежей дороги, их применение требует инвестиций, сопоставимых с затратами на открытие новых газовых месторождений.
Для решения проблемы извлечения низконапорного газа необходимо стимулирование государством его добычи: разработка специальных режимов, в первую очередь налоговых, для компаний, добывающих низконапорный газ. Велики в России и потери газа, добываемого из нефтяных скважин попутно при добыче нефти (ПНГ). В 2010 г. Из недр извлечено 65,5 млрд. куб.м ПНГ, но 17,6 млрд. куб.м из них потеряно, то есть сожжено в факелах или рассеяно в атмосфере. Высокий уровень потерь попутного газа связан с тем, что нефтяные компании далеко не всегда имеют необходимую инфраструктуру для его утилизации, особенно на вновь введенных в разработку месторождениях. Тем не менее, уровень потерь ПНГ при добыче снижается: в 2007 г. они составляли около 35% добытого попутного газа, а в 2010 г. – 27%. В значительной степени это связано с ужесточением требований к нефтяным компаниям со стороны государства. С 1 января 2012 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» за сжигание ПНГ сверх установленного лимита в 5% кратно увеличен размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако далеко не все нефтедобывающие компании смогли обеспечить нужный уровень утилизации. По состоянию на 1 января 2012 г. этот уровень достигнут только ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Татнефть». Согласно разработанным компаниями планам контрольный показатель будет достигнут в целом по стране к концу 2013 года. Серьезной проблемой российской газовой отрасли является низкое извлечение конденсата, потери которого при добыче природного газа составляют 40- 60%. Одной из причин, мешающих добыче этого ценнейшего продукта, является отсутствие транспортной инфраструктуры (конденсатопроводов) и перерабатывающих мощностей. В России при разработке газоконденсатных месторождений практически не применяется сайклинг-процесс – обратная закачка части добытого газа в пласт, позволяющая увеличить извлечение конденсата из недр на 10- 35%. До недавнего времени применять эту технологию не позволяло то, что закачиваемый в пласт газ облагался налогами так же, как и товарный продукт. А поскольку закачиваемый газ позже снова оказывался добытым и вторично облагался налогом, для добывающих компаний применение сайклинг процесса было нерентабельным. Лишь в мае 2011 г. были приняты поправки в Налоговый кодекс, узаконившие нулевую ставку НДПИ в отношении природного газа, закачиваемого в пласт. Введение в действие этих поправок позволит шире применять сайклинг процесс в российской газодобыче.
Порядка 40% промышленных запасов свободного газа России представлены газом, который, кроме метана, содержит этан, пропан, бутаны и другие тяжелые углеводороды, а также сероводород, гелий и другие примеси. Тяжелыми углеводородами особенно богат попутный нефтяной газ. Эти соединения являются ценнейшим сырьем для газохимии, однако их извлечение из газа в России находится на низком уровне. Практически извлекают менее половины добытого гелия и те компоненты, которые оказывают негативное влияние на работу газотранспортной системы. Газ, закачиваемый в трубопроводы, очищается от сероводорода, поскольку он способствует коррозии труб. Пропан и бутаны при избыточном содержании конденсируются в трубопроводах и мешают транспортировке газа, поэтому из добытого газа извлекается 12 -13% пропана, 18- 20% бутанов и только 4- 5% этана. Этан, который не влияет на транспортировку газа, в подавляющем большинстве случаев закачивается в трубопровод в составе энергетического газа и поступает либо внутренним потребителям как топливо для энергоустановок (сжигается), либо на экспорт. За рубежом российский газ, продаваемый как энергетический (и по соответствующей цене), перерабатывается с извлечением этана и других углеводородов. Этан в основном идет на производство этилена одного из самых массовых полупродуктов современной газохимии. Этилен, в свою очередь, импортируется в Россию по ценам, на порядок превосходящим цену экспортируемого газа.
В последние годы при освоении месторождений в удаленных регионах (Кубака, Купол) используют вахтовый метод, который позволяет не создавать инфраструктуру городского типа. За рубежом так отрабатываются практически все, даже самые крупные месторождения в арктических или пустынных районах (Прадхо Бей, Аргайл и др.). Однако большая часть месторождений в удаленных регионах России осваивалась еще в советское время, когда строительство стационарных рудничных поселков было обычной практикой. Значительную их часть в ближайшие десятилетия придется закрывать, и думать об этом нужно уже сейчас. Процедура закрытия, а также источники финансирования и объем мер социальной защиты работников предприятий и жителей поселков должны регламентироваться федеральными законами. Целый ряд проблем российского минерально-сырьевого комплекса порождается несовершенством используемых в России технологий добычи и переработки твердых полезных ископаемых. Даже при самых лучших технологиях в мире используется лишь 2 3% извлеченной из недр горной массы, а остальная часть превращается либо в промышленные выбросы сбросы (около 20%), либо в отходы (около 78%).
В России ситуация весьма пестрая и в среднем по стране существенно хуже. Например, на Урале при производстве медных, цинковых и пиритных концентратов в отвальные хвосты флотации уходит более 9% меди и цинка, 30% серы, более 50% железа, 20- 50% золота и серебра, 30% селена, 40% теллура, 60% висмута, молибдена и галлия. Эффективность угольных электростанций целиком и полностью зависит от качества сжигаемого угля. В среднем в мире она составляет около 35%, но использование качественного топлива повышает этот показатель до 47%. Такой результат достигается применением технологий переработки угля, позволяющей снижать зольность и увеличивать теплотворную способность. Одновременно снижается нагрузка на окружающую среду. Уголь считается самым «грязным» энергоносителем, однако сжигание обогащенного угля позволяет сокращать выбросы как твердых частиц, так и парниковых газов. В индустриально развитых странах обогащается от 70 до 90% добываемых углей, в России – лишь около трети каменного угля, а бурые угли не обогащаются вовсе. Многие перспективные технологии добычи и обогащения руд в России либо не освоены вообще, либо используются локально. Например, в течение многих лет ведутся эксперименты по внедрению гидродобычи богатых рыхлых железных руд на месторождениях Курской магнитной аномалии и Западной Сибири, однако промышленная добыча так и не начата. В заключение этого краткого обзора не- обходимо подчеркнуть, что решение проблем российского минерально сырьевого комплекса следует искать как на пути совершенствования правовой базы недропользования, так и в рамках реализации системных мер по развитию экономики страны, в том числе по развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. Эти меры позволят увеличить инвестиционную привлекательность отечественного сырьевого комплекса, удовлетворить внутренний спрос на многие виды минерального сырья и освоить невостребованные сегодня месторождения.
Все новости
|