участников финансового рынка и рынка ценных бумаг в целях повышения привлекательности операций на российском финансовом рынке для российских и иностранных участников.
2. Анализ выполнения Плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, реализации мер, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в целях развития российского финансового рынка, плановых и достигнутых показателей развития финансового рынка Российской Федерации, влияния принятых нормативных правовых актов на российский финансовый рынок.
Объекты мероприятия.
Федеральная служба по финансовым рынкам; Министерство финансов Российской Федерации (по запросу); Министерство экономического развития (по запросу); Федеральная антимонопольная служба (по запросу); Центральный банк Российской Федерации (по запросу).
Выводы.
1. Анализ основных показателей финансового рынка России за период 2009-2011 годов свидетельствует, что финансовый рынок в большой степени находился под влиянием тенденций развития мировых финансовых рынков и колебаний спроса на энергоресурсы, уязвимость финансового рынка России перед глобальными проблемами остается на высоком уровне.
Такие основные недостатки российского фондового рынка, как ограниченный круг финансовых инструментов при высокой концентрации базовых инструментов, особенно обращающихся акций; низкая отраслевая диверсификация (основная капитализация рынка акций приходится на топливную промышленность, электроэнергетику и металлургию); концентрация рыночной ликвидности в узком сегменте «голубых фишек»; низкая активность внутренних долгосрочных инвесторов, в том числе населения; низкий интерес со стороны иностранных долгосрочных инвесторов, сохраняются до настоящего времени.
2. В целях обеспечения ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов, и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2043-р утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года.
3. В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 2043-р, практически по всем пунктам ответственным исполнителем назначена ФСФР России.
4. В части исполнения:
пункта 3 Плана первоочередных мероприятий - законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части введения механизма ликвидационного неттинга)» внесен в Государственную Думу в установленные Стратегией сроки и 9 июня 2009 года принят в первом чтении, идея законопроекта реализована в рамках федеральных законов «О клиринге и клиринговой деятельности», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»;
пункта 4 Плана первоочередных мероприятий выявлено, что реализация данного пункта произведена в рамках Федерального закона от 25 ноября 2009 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
пункта 8 выявлено, что цели и задачи выполнены в связи с принятием федеральных законов от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» и от 7 февраля 2011 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»;
пунктов 11, 12 и 13 Плана первоочередных мероприятий, касающихся необходимости внесения изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг для квалифицированных инвесторов, совершенствования требований, связанных с раскрытием информации о лицах, являющихся реальными собственниками (конечными бенефициарами) российских акционерных обществ, а также особенностей раскрытия информации по ценным бумагам, обеспеченным залогом имущественных прав (требований), в ходе проведения контрольного мероприятия ФСФР России дала пояснения, что концепция указанных законопроектов реализована в рамках Федерального закона от 4 октября 2010 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По пункту 5 Плана первоочередных мероприятий, по которому ответственным исполнителем было назначено Минэкономразвития России, в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № П13-40412 Минэкономразвития России представило письмом от 1 марта 2010 года № 2896-АП/Д22 в Правительство Российской Федерации согласованную с ведомствами-соисполнителями позицию по снятию с контроля пункта 5 Плана первоочередных мероприятий.
Остальные пункты Плана первоочередных мероприятий не исполнены либо исполнены с нарушением сроков.
Анализ подготовки и согласования законопроектов в рамках Плана первоочередных мероприятий показал, что одной из основных причин неисполнения и несвоевременного исполнения пунктов Плана первоочередных мероприятий является отсутствие координации и должного взаимодействия между федеральными органами власти - исполнителями и соисполнителями по Плану первоочередных мероприятий.
5. В целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 года № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования финансового рынка Российской Федерации» внесены дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», согласно которым Министерству переданы функции по осуществлению нормативно-правового регулирования в сфере финансовых рынков.
6. Анализ существующей динамики развития финансового рынка показывает, что при нынешних темпах роста данных показателей возможно достижение установленных Стратегией значений только по 2 из 12 целевых показателей развития финансового рынка: «Соотношение капитализации к ВВП» и «Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к ВВП».
7. В целях эффективного применения норм законодательства необходимо обеспечить своевременную и качественную подготовку подзаконных нормативных актов. В частности, центральный депозитарий не сможет приступить к деятельности после вступления закона «О центральном депозитарии» в действие, если не будут разработаны положения о процедуре его аккредитации; функционирование центрального контрагента при осуществлении клиринга требует формирования нормативной базы по механизму управления рисками.
8. Необходимо отметить сложившийся большой разрыв во времени между принятием Государственной Думой законопроектов в первом чтении и во втором чтении. Например, один из наиболее проблемных законопроектов «О центральном депозитарии» прошел первое чтение в Государственной Думе в мае 2007 года (до утверждения Плана первоочередных мероприятий), а принят во втором и третьем (окончательном) чтениях в ноябре 2011 года. Так, проекты федерального закона «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств» и федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части секьюритизации финансовых активов) приняты Государственной Думой в первом чтении 21 октября 2009 года и до настоящего времени проходят этапы согласований на уровне комитетов Государственной Думы и ответственных исполнителей.
9. Признавая серьезные сдвиги в формировании правовой основы для развития финансового рынка в Российской Федерации, необходимо отметить, что цели, задачи и целевые показатели, установленные Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, имеют высокий риск быть не достигнутыми в установленные сроки.
10. В связи с отсутствием утвержденных каким-либо нормативным актом контрольных значений коэффициентов, установленных отчетной формой № 1100, по которым можно определить степень отклонения от нормы, верхнее и нижнее пороговое значение финансовой устойчивости участников финансового рынка, функцию по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в части контроля и надзора за финансовой устойчивостью участников финансового рынка) Федеральная служба по финансовым рынкам осуществлять в должной степени не в состоянии.
Предложения
1. В целях безусловного выполнения Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года считаем целесообразным сконцентрировать работу на следующих ключевых направлениях:
- рост ликвидности рынка ценных бумаг;
- создание современной финансовой инфраструктуры;
- повышение стандартов раскрытия информации и прозрачности бизнеса;
- создание условий для свободной биржевой торговли российскими и иностранными активами;
- совершенствование корпоративного управления;
- расширение круга инвесторов;
- развитие рынка корпоративных облигаций;
- совершенствование процедур первичного публичного размещения акций (IPO).
- совершенствование системы налогообложения и налогового администрирования.
2. Необходимо разработать систему мероприятий в целях преодоления низкой развитости национальных институциональных инвесторов и формирования базы долгосрочных инвестиционных ресурсов.
3. Необходимо разработать комплекс мероприятий по популяризации среди населения инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, базовым активом которых являются ценные бумаги, и повышению уровня образования населения в данной области.
4. В целях устранения сложившейся практики длительного временного разрыва между прохождением законопроектом первого и последующих чтений, считаем необходимым разработать механизм более эффективного взаимодействия комитетов Государственной Думы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также обеспечивать более высокий уровень согласования положений законопроектов и устранения противоречий между ответственными исполнителями до внесения законопроектов в Государственную Думу.
5. Продолжить формирование прозрачной системы регулирования и надзора, действующей на одинаковых принципах и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка для реализации механизма коллегиального принятия решений.
6. Разработать и утвердить значения коэффициентов для определения финансовой устойчивости участников финансового рынка в целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка.
7. В целях совершенствования системы защиты прав инвесторов - физических лиц - необходимо ускорить создание Федерального компенсационного фонда, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Счетная палата Российской Федерации.
Смотри полный отчет в разделе Статьи (46стр.).