2012-06-12 Социально-экономическое развитие Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири 2012.
Оценка сбалансированности стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных субъектов федерации на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири на 2012 год.
Предмет мероприятия.
Стратегические документы социально-экономического развития федерального и регионального уровня, а также документы территориального планирования федерального и регионального уровня на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири.
Объекты мероприятия.
Министерство регионального развития Российской Федерации, правительство Иркутской области, Правительство Республики Алтай (по запросу), администрация Алтайского края (по запросу), Правительство Республики Бурятия (по запросу), правительство Забайкальского края (по запросу), администрация Кемеровской области (по запросу), правительство Красноярского края (по запросу), правительство Новосибирской области (по запросу), правительство Омской области (по запросу), администрация Томской области (по запросу), Правительство Республики Тыва (по запросу), Правительство Республики Хакасия (по запросу), правительство Амурской области (по запросу), правительство Еврейской автономной области (по запросу), правительство Камчатского края (по запросу), администрация Магаданской области (по запросу), администрация Приморского края (по запросу), Правительство Республики Саха (Якутия) (по запросу), правительство Сахалинской области (по запросу), правительство Хабаровского края (по запросу), правительство Чукотского автономного округа (по запросу).
Цель мероприятия.
Комплексная оценка сбалансированности стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных субъектов федерации на примере Дальнего Востока, Байкальского региона и Сибири.
Исследуемый период: 2010 год, текущий период 2011 года, при необходимости - предшествующие периоды.
Сроки проведения мероприятия: с мая по декабрь 2011 года.
Результаты мероприятия.
Краткое описание рассматриваемых макрорегионов.
Сибирь (Сибирский федеральный округ).
Понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, - Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
Площадь территории Сибири составляет 5114,8 тыс. кв. км (29,95 % территории Российской Федерации). Численность населения, постоянно проживающего в Сибири, составляет 20062,9 тыс. человек (13,8 % населения страны, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).
Сибирь располагает крупными запасами углеводородного сырья, угля, ура-на, черных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов. Запасы угля составляют 80 % общероссийских запасов, меди - 70 %, никеля - 68 %, свинца - 86 %, цинка - 77 %, молибдена - 82 %, золота - 41 %, металлов платиновой группы - 99 %, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 процентов.
Все большее значение приобретают запасы пресной воды. Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба. Не меньшее значение будет иметь ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам и пригодных для жизни людей и экономической деятельности. Глобальные изменения климата будут только повышать ценность этого ресурса.
Сибирь располагает мощными рекреационными ресурсами, которые представлены уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Хакасия, Алтайском и Забайкальском краях, лесными массивами, развитой гидрографической сетью, многочисленными памятниками истории, археологии и материальной культуры, живописными ландшафтами, разнообразными видами животных и промысловых рыб. Развитие индустрии отдыха и туризма может стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири, относящихся как к категории депрессивных (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), так и к промышленно развитым регионам (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).
Сибирь обладает значительным потенциалом эволюционного развития, особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой промышленности. Возможен быстрый рост в химии и нефтехимии, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Существенный, но во многом утерянный в ходе экономических реформ 90-х годов потенциал машиностроительного комплекса может быть восстановлен и превзойден в условиях растущей экономики. Значительные резервы для роста имеют строительный и агропромышленный комплексы.
Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах.
По уровню социально-экономического развития в Сибири выделяются 3 группы субъектов Российской Федерации.
Первая группа - регионы с относительно высокой плотностью населения, относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории (Алтайский край, Новосибирская, Омская и Томская области). Здесь сосредоточены основные научно-образовательный и аграрный потенциалы, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири.
Вторая группа - промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей (Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия).
Третья группа - регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, к которым можно отнести Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Тыва и Забайкальский край.
Дальний Восток и Байкальский регион.
Территория Дальнего Востока и Байкальского региона, составляющая 7727,4 тыс. кв. км (45,2 % территории Российской Федерации), включает в себя 12 субъектов Российской Федерации - Республику Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую область, Магаданскую область, Сахалинскую область, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ, Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область.
Численность населения, постоянно проживающего на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, на 1 января 2008 года составляет 11072,9 тыс. человек (7,8 % населения страны) с преобладанием городского населения. Плотность населения колеблется в пределах от 0,1 до 12,1 человека на 1 кв. км, в среднем - 1,4 человека на 1 кв. км (средняя плотность по Российской Федерации - 8,36 человека на 1 кв. километр).
Территория Дальнего Востока и Байкальского региона отличается богатством недр. Здесь находятся (как правило, в труднодоступных районах) крупнейшие месторождения углеводородов, гелия, угля, золота, меди, алмазов, крупные месторождения черных, цветных и редких металлов, фосфоритов урана, олова, плавикового шпата и других рудных и нерудных полезных ископаемых.
Конкурентные преимущества Дальнего Востока и Байкальского региона - это, прежде всего, экономико-географическое расположение (в первую очередь кратчайшие транспортные маршруты Восток - Запад) в Азиатско-Тихоокеанском регионе, огромные запасы природных ресурсов, наличие протяженного морского побережья и внешней границы как возможности для социально-экономического сотрудничества, развитой «базовой» портовой инфраструктуры, привлекательных туристических активов, а также близость к крупнейшим мировым туристическим рынкам.
Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, являются их экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, специфичность условий ведения сельского хозяйства, сезонность обеспечения за-воза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока и др.
Невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей ярко выраженную ресурсную направленность при низкой степени переработки природных ресурсов, - еще один ключевой фактор, сдерживающий развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. В различных частях этой территории наблюдается также большой разрыв между условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения, низкое качество социальной инфраструктуры, низкий уровень жизни и, как следствие, отсутствие комфортных условий проживания в городах и поселках, не имеющих эффективных градообразующих производств.
Доля ВРП Сибирского федерального округа составила в 2009 году 8,7 % в общем объеме по Российской Федерации, ее объем на 4,4 % больше доли, приходящейся на Дальневосточный федеральный округ.
Состояние здоровья населения.
Территория Дальнего Востока отличается выраженной суровостью климата, что неблагоприятно сказывается на здоровье населения в первую очередь некоренного, что является также фактором, сдерживающим приток в регион трудовых ресурсов.
Очень неблагоприятная зона охватывает побережье Баренцева, Восточно-Сибирского и Берингова морей. Это область тундры и лесотундры. Здесь особенно сильно ощущается недостаток ультрафиолетовых лучей. Работа на открытом воздухе зимой при сильном ветре и низких температурах иногда становится невозможной. Отопительный сезон длится не менее 350 дней в году. Питание должно быть калорийным из-за увеличения основного обмена, насыщенным витаминами. К неблагоприятной зоне относятся большая часть Магаданской области, а также Охотский и Аяно-Майский районы Хабаровского края. Здесь также не хватает ультрафиолетовых лучей. Зима также сурова, но не столь длительна. Отопительный сезон длится 250-300 дней в году. В зону «относительной неблагоприятности» входят Камчатка, юг Хабаровского края и весь Приморский край. Климатические условия этой зоны самые разнообразные. В холодных областях отопительный сезон длится 250 дней в году, а в более теплых - 175 дней.
Основной процент увеличения заболеваемости острым гепатитом приходится на Еврейскую АО, Чукотский АО и Хабаровский край. Наибольший процент увеличения заболеваемости туберкулезом приходится на Чукотский АО, Еврейскую АО. В остальных регионах процент заболеваемости в 2010 году уменьшился.
В регионах Сибирского федерального округа по основным инфекционным заболеваниям основной процент увеличения заболеваемости острым гепатитом приходится на Республику Тыва (увеличение процента заболеваемости в 2 раза), Томскую область (45,9 %), Омскую область (43,2 %), Новосибирскую область (48 %). Основной процент увеличения заболеваемости туберкулезом приходится на Республику Тыва (11,6 %), Иркутскую область (9,6 %). В остальных регионах наблюдается спад заболеваемости в 2010 году по указанным инфекциям.
Выводы.
1. До настоящего времени не создана вертикально интегрированная система стратегического планирования развития регионов в рамках федеративного государства.
Из-за отсутствия обязательных для исполнения субъектами Российской Федерации единых требований (нормативных документов) по подготовке стратегических документов социально-экономического развития в рассмотренных субъектах Российской Федерации имеется различный состав документов стратегического планирования социально-экономического развития, рассмотренные стратегические документы объектов Российской Федерации (объектов мероприятия) различаются по терминологии, принципам целеполагания, порядку и горизонтам планирования.
Кроме того, следует отметить, что стратегии рассматриваемых субъектов Российской Федерации имеют различный набор целевых индикаторов (показателей). В этой части они отличаются и от Концепции 2020.
В настоящее время Минрегионом России в силу возложенных на него полномочий не осуществляется контроль за реализацией положений стратегий федерального и регионального уровней.
Ни Минрегион России, ни один другой федеральный орган исполнительной власти не осуществляют согласование и увязку стратегических документов федерального и регионального уровней.
2. Проведенный анализ показывает, что в настоящее время в управлении социально-экономическим развитием Сибири и Дальнего Востока происходит постепенный переход от объектного к платформенно-объектному принципу на базе создания локальных кластеров и их логистической привязки. Вместе с тем существуют лишь отдельные примеры проектного подхода, сочетающего комплексный вариант стратегирования социально-экономического развития и территориального планирования, нацеленных на достижение конкретных, общественно значимых социально-экономических эффектов, - подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, развитие Южной Якутии и др.
В целом реализуемые в субъектах проекты носят локальный и зачастую случайный характер, учитывающий лишь исторически сложившееся размещение производительных сил и человеческого капитала.
3. До настоящего времени решение Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня инвестиционных проектов, обеспечивающих реализацию Стратегии Сибири, не принято, также не принят правовой акт об утверждении реестра приоритетных комплексных инвестиционных проектов, реализация которых направлена на решение задач Стратегии ДВ и БР.
Кроме того, Минрегионом России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России не согласован перечень первоочередных инвестиционных проектов Дальневосточного федерального округа. Как следует из заключения Минфина России, на 16 июня 2011 года в представленном проекте перечня экономическое обоснование с указанием источников финансирования, в том числе за счет средств федерального бюджета, было указанно только по 3 из 46 объектов.
4. В настоящее время управление развитием территорий осуществляется фактически на общественных началах - советами при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, куда входят представители Минрегиона России, ассоциациями экономического взаимодействия, и на основании двусторонних соглашений субъектов Российской Федерации, носящих рамочный характер.
Анализ показывает, что в отсутствие выстроенной системы управления, нацеленной на конечный результат, во многих субъектах Российской Федерации на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов запланированные ключевые экономические и социальные эффекты не достигаются.
5. На настоящий момент наличествующие и прогнозируемые ресурсные возможности и потенциалы, необходимые для реализации Стратегии ДВ и БР и Стратегии Сибири, в официальных документах стратегического характера не определены.
При этом анализ показывает значительную разбалансированность природного, трудового, энергетического и транспортного потенциалов, в решающей степени определяющих стратегические направления социально-экономического развития Дальнего Востока и Сибири.
Каждый субъект Российской Федерации планирует свое экономическое районирование и зоны опережающего роста. Как правило, они строятся чисто по географическому признаку с учетом исторически сложившейся структуры производства и расселения.
Неразвитая транспортная и энергетическая инфраструктура прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.
Наиболее важной особенностью функционирования электроэнергетики Дальнего Востока является технологическая изолированность ее работы вследствие недостаточной связи с Единой энергосистемой России. Кроме того, электроэнергетика Дальнего Востока состоит из нескольких изолированных друг от друга крупных энергообъединений, большого количества мелких энергоузлов и энергорайонов, централизованно снабжающих потребителей электроэнергией, а также из районов децентрализованного энергоснабжения с небольшими объемами энергопотребления, не имеющих электрических связей с энергосистемой из-за значительной удаленности от нее. Это приводит к снижению надежности электроснабжения потребителей и необходимости содержания увеличенного по сравнению с другими энергосистемами страны резерва генерирующей мощности, составляющего более 23 % максимальной нагрузки.
6. Без законодательного обеспечения системы стратегирования и без реализации современных подходов к управлению социально-экономическим развитием, исходя из базовых эффектов, включая геостратегические, Россия может остаться на обочине мировых интеграционных процессов.
На настоящее время главная опасность состоит в том, что в условиях острой международной борьбы за геостратегические преимущества в Евразии у России есть реальная угроза растерять те преимущества, которые декларируются в стратегиях социально-экономического развития, но не подкрепляются системой управления сетецентрическими процессами социально-экономического развития регионов, включая формирование соответствующих центров компетенций.
Без Российской Федерации может быть реализован проект Великого шелкового пути - «Международный транспортный коридор «Европа - Россия - Азиатско-Тихоокеанский регион» и, в частности, Мегапроект «Интегральная евразийская транспортная система», не реализован потенциал одного из главных стратегических ресурсов XXI века - озера Байкал, содержащего 20 % запасов пресной воды на Земле.
7. До настоящего времени не завершено формирование системы территориального планирования.
По состоянию на 1 ноября 2011 года Правительством Российской Федерации схемы территориального планирования Российской Федерации не утверждены ввиду задержек со стороны министерств и ведомств, ответственных за их разработку. Это исключает возможность отражать в документах регионального и муниципального уровней информацию об объектах федерального значения, необходимую для резервирования земель.
По состоянию на I полугодие 2011 года утверждено 50 схем территориального планирования субъектов Российской Федерации. Из 21 субъекта Российской Федерации, находящихся на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, схемы территориального планирования утверждены в восьми. Не выполнили разработку документов территориального планирования 34 % (635) муниципальных районов, 73 % (14153) сельских поселений, 48 % (841) городских поселений, 21 % (109) городских округов.
На муниципальном уровне представляются проекты документов территориального планирования низкого качества, в целом не соответствующие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законодательством не установлены требования к организациям - разработчикам документов территориального планирования, в результате чего выявлены неоднородность проектов и отсутствие качественно обновленных картографических и топографических материалов. При этом региональные нормативы градостроительного проектирования утверждены лишь в 43 субъектах федерации, местные - в 6 из 23066 муниципалитетов.
Градостроительным кодексом Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях установлен различный набор областей деятельности, для которых разрабатываются документы территориального планирования. Предмет согласования схем территориального планирования весьма узок и сводится лишь к оценке взаимного влияния размещаемых объектов только в определенных областях. Не решены вопросы территориального планирования размещения комплексных производственных межотраслевых кластеров.
8. В отсутствие схемы территориального развития страны на настоящий момент взаимоувязка территориального и стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях происходит только в процессе разработки и последующего согласования проектов схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем процесс согласования проектов схем территориального планирования трудоемок и требует много времени (до нескольких лет). При этом существуют значительные сбои как в сфере формирования перечня объектов различных видов, так и в сфере синтеза их региональной и отраслевой архитектуры. Таким образом, проблемы существуют уже на уровне идентификации объектов, выбора архитектуры и технологий управления территориальным планированием, решение их существенно выходит за институциональные границы Минрегиона России.
По оценке Минрегиона России, только в схемах 43 регионов (из всех субъектов Российской Федерации) есть полное соответствие инвестиционным программам субъектов естественных монополий, планам развития транспортной инфраструктуры и сетей связи. 27 схем соответствуют не всем программам, а 5 схем полностью не соответствуют, в том числе в Республике Алтай.
9. В соответствии с протоколами заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 22 декабря 2009 года № 25 и заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 11 августа 2010 года № 7 одобрен перечень моногородов, в который входили 335 населенных пунктов в 55 субъектах Российской Федерации, где сосредоточено 400 градообразующих предприятий. Из данного перечня в особую категорию, требующую более пристального внимания со стороны федеральных властей и незамедлительной поддержки за счет средств федерального бюджета, было определено 35 моногородов, в которых зафиксировано нестабильное социально-экономическое положение, наблюдались предпосылки социальной напряженности и значительного спада в экономике.
В то же время из-за отсутствия законодательных и нормативных актов, устанавливающих идентификацию населенного пункта как монопрофильного по тем или иным признакам, регионы представляют информацию для Счетной палаты Российской Федерации по так называемым «моногородам», не входящим в федеральный перечень, но считающимся моногородами для самого субъекта Российской Федерации.
10. Комплексные инвестиционные планы моногородов при их общей нацеленности на инновационное развитие и хорошую методологическую проработку решают узкие задачи и изначально не призваны служить инструментами социально-экономического развития, в том числе в силу своей ограниченности.
11. На настоящий момент не закончена реализация комплексных инвестиционных планов моногородов, которым оказана государственная поддержка.
Техническая готовность инфраструктурных объектов в среднем по всем 35 моногородам составляет 33,88 процента.
Анализ показал, что на сегодняшний день максимальная степень готовности инфраструктурных объектов (89,4 %) наблюдается в г. Прокопьевске Кемеровской области.
Вместе с тем в 12 моногородах работы ведутся низким темпами (менее 50 % готовности), в 4 моногородах (Байкальск Иркутской области, Гуково Ярославской области, Ревда Мурманской области, Ростов Ярославской области) работы по инфраструктурным объектам в 2010 году и I полугодии 2011 года не проводились.
Предложения.
1. С учетом опыта реализации Олимпийского проекта, деятельности Оргкомитета «Сочи 2014», ГК «Олимпстрой», других корпораций и институтов развития создать специальный орган на принципах государственно-частного партнерства для реализации стратегий развития Сибири и Дальнего Востока и реализации экономической политики Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
2. Проработать возможность разработки контрактных планов с участием федерального, регионального и муниципального уровней власти, представителей бизнеса и некоммерческих организаций для реализации приоритетных инвестиционных проектов в рамках стратегий социально-экономического развития.
3. На базе федеральных округов создать структуры с участием представителей всех уровней власти, бизнеса и общества для мониторинга и контроля исполнения контрактных планов, строящихся на гражданско-правовых отношениях и социальной ответственности бизнеса.
Счетная палата Российской Федерации.
Смотри полный доклад (143стр.) в разделе Статьи.
Все новости
|