2011-02-13 Инвестиции в месторождения. Универсальная карта гражданина РФ.2011г.
Минэкономики разработало требования для банков—эмитентов универсальных электронных карт, которые к 2014 году должны быть у каждого гражданина России. Основным ограничением стало требование по размеру собственного капитала — не менее 3 млрд руб., ему соответствуют около 120 российских банков. По мнению участников рынка, этого вполне достаточно для полноценной работы системы. Вчера на сайте Минэкономики был опубликован проект совместного приказа этого министерства, ЦБ и Минфина, определяющего требования к банкам, которые смогут выпускать универсальные электронные карты. Среди них требование по размеру собственного капитала — не менее 3 млрд руб. (оно будет сохраняться до 2014 года), участие в системе страхования вкладов, отсутствие в течение шести месяцев запрета ЦБ на какие-либо операции и нарушений нормативов достаточности капитала (Н1), текущей (Н3) и мгновенной ликвидности (Н2). Кроме того, банк должен иметь опыт выпуска платежных карт не менее трех лет, банкоматную и терминальную сети, а также рейтинги определенного уровня. Создание системы универсальных электронных карт, через которые все граждане России к 2014 году получат доступ к госуслугам, предусмотрено законом о предоставлении госуслуг в электронном виде от 27 июля 2010 года. Выпуск карт по заявлениям граждан должен начаться с 1 июля 2011 года.
Предполагается, что все выплаты из бюджета (пенсии, стипендии, пособия, зарплаты бюджетникам и др.) будут производиться на счета этих карт. С их помощью граждане будут также платить штрафы и налоги. Помимо платежного (банковского) приложения карта должна иметь пенсионное, медицинское, образовательное, транспортное и другие социальные приложения. Кроме того, универсальная электронная карта должна стать аналогом паспорта гражданина и позволять однозначно идентифицировать его.
В августе прошлого года уполномоченной организацией по выпуску и обслуживанию электронной карты гражданина стало ОАО "Универсальная электронная карта", акционерами которого являются в равных долях Сбербанк, банки "Уралсиб" и "Ак Барс". В настоящее время эти банки реализуют пилотные проекты в нескольких регионах. По информации на официальном сайте, участником системы универсальных электронных карт также является Банк Москвы. Остальные банки до сих пор не могли присоединиться к системе из-за отсутствия официальных правил присоединения и требований к банкам-участникам. После того как разработанные требования пройдут согласование во всех заинтересованных ведомствах и будут зарегистрированы Минюстом, они вступят в законную силу, и банки получат возможность присоединиться к системе. По данным ЦБ на 9 февраля 2010 года, собственные пластиковые карточки в России эмитируют 668 банков, эквайринговые услуги из них оказывают 620. Однако требованиям по размеру собственного капитала для присоединения к системе, по данным рэнкинга "Интерфакса", соответствуют лишь 119 кредитных организаций. Большинство имеют рейтинги, необходимые для участия в проекте, не проходят по этому параметру лишь АМТ-банк и банк "Российский кредит". Таким образом, если опубликованные требования будут приняты, эмитировать универсальные электронные карты смогут 117 банков. По мнению участников рынка, разработанные Минэкономики требования вполне обоснованны. "Предъявляемые требования охватывают перечень банков, которого будет вполне достаточно для полноценной работы системы", — полагает зампред правления банка "Уралсиб" Илья Филатов. Ограничения необходимы, иначе вступление в проект недобросовестных участников может дискредитировать всю систему, соглашается зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов. "Определенные требования введены для того, чтобы отсечь от проекта неблагонадежных игроков, ведь участие в нем открывает доступ к федеральной базе и федеральным деньгам, вводя ограничения, государство страхуется от возможных рисков,— отмечает начальник управления карточных проектов Промсвязьбанка Роман Рыбаков.— Кроме того, вполне обоснованны требования по опыту работы на карточном рынке и наличию необходимой инфраструктуры, это необходимо, чтобы система работала без сбоев". Впрочем, на самом деле число участников, скорее всего, окажется меньше, чем это допускают требования. Пока проект не выглядит финансово привлекательным, не ясно, как банк будет получать доход от участия в системе, поэтому далеко не все имеющие такую возможность банки захотят сейчас присоединиться к универсальной электронной карте, говорит заместитель начальника департамента розничных технологий КБ "Открытие" Андрей Фролов.
ТРЕБОВАНИЯ
к банкам, заключающим договор с федеральной уполномоченной организацией об участии в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты
Банки, заключающие договор о предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты в качестве эмитентов универсальной электронной карты с банковским приложением (далее – УЭК БП), должны соответствовать следующим требованиям:участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;отсутствие в течение последних 6 месяцев до момента заключения договора факта применения Банком России мер, предусмотренных пунктом 4 части второй статьи 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;отсутствие в течение последних 6 месяцев до момента заключения договора нарушений норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1), норматива мгновенной ликвидности банка (Н2) и норматива текущей ликвидности банка (Н3), установленных Инструкцией Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»; выпуск платежных карт в течение трех лет, предшествующих подаче заявления в федеральную уполномоченную организацию о намерении участвовать в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты;наличие принадлежащих на праве собственности программно-технических средств (банкоматов, платежных терминалов) либо заключенных и действующих не менее года, до момента подачи заявления в федеральную уполномоченную организацию о намерении участвовать в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты, договоров с другими банками об использовании программно-
технических средств;наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из ниже указанных международных рейтинговых агентств либо национальных рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на уровне не ниже следующих минимальных значений:
Fitch Ratings – «B-»;Standard & Poor's – «B-»;Moody's Investors Service – «B3»;рейтинговое агентство «RusRating» - «BB»;
рейтинговое агентство «Эксперт РА» - «A»;рейтинговое агентство «Национальное Рейтинговое Агентство» – «A»;
рейтинговое агентство «AK&M» - «A».
ТРЕБОВАНИЯ
к договору об участии в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты
1. Договор о предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты, заключаемый федеральной уполномоченной организацией и банками является договором присоединения к Правилам платежной системы «Универсальная электронная карта» (далее - Правила ПС УЭК)), включающим: 1.1. Условия присоединения банков к Правилам ПС УЭК.1.2. Условия участия, приостановления, прекращения участия банков в ПС УЭК, включая порядок информирования банка о его несоответствии установленным требованиям к банкам, заключающим договор с федеральной уполномоченной организацией об участии в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсальной электронной карты, и порядок приостановления операционной деятельности банка до выполнения последним вышеуказанных требований, в случае невыполнения банком участником Правил ПС УЭК. 1.3. Порядок совмещения на карте УЭК логотипов (товарных знаков) ПС УЭК и других платежных систем.1.4. Порядок документооборота, включая виды и форматы платежных распоряжений, включая реестры платежных распоряжений, и требования к их составлению и оформлению.1.5. Порядок осуществления эквайринга операций с использованием карт УЭК, в том числе при оплате государственных (муниципальных) услуг. 1.6. Порядок привлечения процессинговых центров и правила информационного взаимодействия между оператором ПС УЭК, участниками ПС УЭК, привлеченными процессинговыми центрами в рамках ПС УЭК.1.7. Порядок осуществления клиринга расчетных документов по операциям, совершенным с использованием карт с банковским приложением УЭК, включая формирование платежных распоряжений и согласование результатов клиринга.
1.8. Порядок осуществления межбанковских расчетов в ПС УЭК.1.9. Порядок осуществления оператором ПС УЭК контроля соблюдения участниками ПС УЭК и расчетным центром ПС УЭК Правил ПС УЭК.1.10. Положения об ответственности за несоблюдение Правил ПС УЭК. 1.11. Описание системы управления рисками ПС УЭК, разработанной с учетом национальных и международных стандартов и устанавливающей:распределение функций управления рисками между оператором ПС УЭК, участниками ПС УЭК, расчетным центром ПС УЭК;порядок обмена между организациями ПС УЭК информацией и сведениями, необходимыми для управления рисками;механизмы управления рисками по обеспечению осуществления расчетов и исполнению обязательств организаций ПС УЭК.1.12. Требования по обеспечению информационной безопасности, разработанные с учетом национальных и международных стандартов.1.13. Требования по обеспечению операционной надежности и бесперебойности (непрерывности функционирования) ПС УЭК у всех организаций ПС УЭК (обязательное резервирование программно-аппаратных средств, обеспечение их устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям).1.14. Описание системы тарифов, порядка расчета и оплаты вознаграждений за предоставление услуг в рамках ПС УЭК.1.15. Порядок разработки и внесения изменений в Правила ПС УЭК, в том числе предусматривающих предварительное информирование об изменениях участников ПС УЭК и расчетный центр ПС УЭК для обеспечения возможности подготовки к указанным изменениям.1.16. Порядок урегулирования споров по операциям, совершенными с использованием карт УЭК, включая порядок досудебного урегулирования споров с участниками ПС УЭК.1.17. Иные положения, необходимые для обеспечения функционирования ПС УЭК.
2. В Правилах ПС УЭК не могут содержаться требования, ограничивающие возможность участников ПС УЭК предоставлять клиентам иные способы оплаты государственных (муниципальных) услуг, чем с использованием карт с банковским приложением УЭК, а также участвовать в других системах платежных карт, в рамках которых возможна оплата государственных (муниципальных) услуг.
Все новости
|