2012-02-12 Стимулирование создания мощностей по переработке полезных ископаемых в РФ 2012.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части стимулирования создания мощностей по переработке минерального сырья)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» (в части стимулирования создания мощностей по переработке минерального сырья) (далее – проект акта) и сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской целью предлагаемых к внесению в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) изменений является введение норм, стимулирующих переработку добытых полезных ископаемых на территории Российской Федерации, а также признание утратившим силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и включения его норм в Закон о недрах.
Одной из основных новелл проекта акта является предложение об изменении основных критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участками недр, эксплуатация которых сопряжена с переработкой добываемых полезных ископаемых (предлагаемая редакция статьи 13.1 Закона о недрах). Перечень основных критериев предлагается дополнить критерием степени переработки полезных ископаемых. В свою очередь, действующие конкурсные требования о полноте извлечения полезных ископаемых и вкладе в социально-экономическое развитие территории предлагается из основных критериев исключить. Следует отметить, что как действующей, так и предлагаемой редакцией Закона о недрах используется термин «основные критерии». Как действующая, так и предлагаемая редакция Закона о недрах предоставляют значительную свободу организаторам при определении условий конкретного конкурса по конкретному месторождению. В частности Законом о недрах не ограничивается потенциальная значимость каждого критерия при оценке конкурсных заявок по сравнению с другими критериями, не ограничивается возможность установления иных, отличных от основных, конкурсных критериев, потенциальная значимость которых также не определена (к числу таких критериев относится, например, размер разового платежа за пользование участком недр). То есть на практике организатор конкурса и в отсутствии предлагаемого регулирования имеет возможность установления в качестве одного из критериев степень переработки полезных ископаемых.
Таким образом предлагаемая норма носит декларативный характер, возможные изменения в уровне глубины переработки добываемых полезных ископаемых, в случае если таковые произойдут, скорее могут явиться следствием изменения правоприменительной практики проведения таких конкурсов, но не следствием предлагаемого регулирования.
Одновременно, предлагаемая норма предусматривает необходимость установления единого порядка оценки заявок участников конкурса на предмет предлагаемой степени переработки полезных ископаемых. Минэкономразвития России поддерживает такую унификацию подходов к оценке заявок, имея ввиду практические сложности, с которыми может столкнуться организатор конкурса, оценивая конкурентные предложения по переработке полезного ископаемого, отличающиеся, например, наименованием или объемами продуктов, получаемых при переработке полезного ископаемого. Полагаем, что единообразие подходов в данном вопросе может снизить риски избирательного правоприменения.
Сообщаем о необходимости направления проектов нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена нормами проекта акта, в Минэкономразвития России на оценку регулирующего воздействия.
Помимо указанного выше, проектом акта предусматривается изменение целого ряда положений Закона о недрах, касающихся различных областей регулирования в сфере недропользования. В частности, предполагается внесение изменений в статьи 9, 10.1, 11, 13.1, 16, 17.1, 22, 23.2, 23.3, 28, 40 Закона о недрах. В том числе предусматривается внесение следующих изменений:
1) Статью 22 Закона о недрах предлагается дополнить частью, согласно которой допускается отступление недропользователем от заданных уровней добычи полезных ископаемых в пределах, предусмотренных техническим проектом на разработку месторождения полезных ископаемых.
2) В целях исключения ситуаций, при которых недпропользователи на практике стремятся переоформить лицензию на пользование недрами на иное лицо, в случае направления им уведомлений о допущенных нарушениях, проектом акта в статью 17.1 Закона о недрах вносятся изменения, направленные на пресечение возможности осуществления таких действий.
3) Статью 23.3 Закона о недрах предлагается изложить в редакции, устанавливающей обязательные условия для пользователей недр, осуществляющих переработку добываемого на участке недр полезного ископаемого, в частности, к таким условиям предлагается отнести выполнение обязательств по переработке полезного ископаемого, включенных, в свою очередь, в лицензию на пользование недрами.
4) В связи с тем, что проблема наличия одного заявителя характерна и для случаев предоставления участка недр в пользование по результатам аукциона на право пользования недрами, проектом акта уточняются условия выдачи лицензии такому заявителю.
5) Проектом акта предлагается внести изменения в статью 40 Закона о недрах в части установления возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать методику расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
6) Кроме того проект акта содержит ряд положений, направленных на устранение имеющихся пробелов в правовом регулировании данной сферы.
По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта сделан вывод, что положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в проекте акта не выявлено.
В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта акта, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. Проект акта был направлен в субъекты Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, а также был размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
В рамках публичных консультаций замечания по проекту акта представлены не были. 1288-ОФ/Д26 от 30.01.2012
Все новости
|