2015-07-23 Сбербанк прогнозирует шоковое падения рубля в 4-м квартале 2015 года
Российский валютный рынок в конце этого года может ожидать новый шок, полагают аналитики Центра макроэкономических исследований Сбербанка во главе с Юлией Цепляевой. Специалисты пишут в свежем обзоре «Внешние шоки 2015 года: неприятно, но без катастрофы», что в четвертом квартале 2015 года волатильность пары евро-доллар сильно вырастет. По их мнению, падение рубля может превысить естественный уровень снижения, обусловленный падением цен на нефть.
*Не исключен шок на валютном рынке в 4 м кв. 2015 года, когда волатильность пары евро-доллар сильно вырастет. Падение рубля может превысить естественный уровень снижения, обусловленный падением цен на нефть.
Главной причиной, которая спровоцирует обвал цен на нефть станут рост предложения на глобальном рынке за счет снятия санкций с Ирана. Особенно серьезно это скажется на России, так как характеристики иранской нефти близки к характеристикам отечественной марки Urals.
*Согласно оценкам экспертов компании Роснефть, дополнительное предложение объемов 1 млн барр в день снижает цену на ~10%, то есть в нашем случае на $6- 7/барр. Это близко к консенсусу. По оценкам EIA (Управление энергетической информации США), снижение цен на нефть от полного пакета договоренностей по Ирану составит $5-15/барр к базовому сценарию на 2016 год (базовый прогноз Управления — $67/барр). Частично эффект уже учтен в ценах на нефть, так как рынками всегда учитывалась вероятность разрешения ситуации вокруг Ирана. Тем не менее, первоначальное предложение больших объемов из запасов (от 7 до 35 млн баррелей) вполне могут заставить рынки реагировать на соглашение достаточно остро. То есть нельзя исключать кратковременного снижения цены Брент до $50/барр и более низкого уровня относительно базового прогноза $55-60/барр в 2016 году.
По прогнозам аналитиков Сбербанка, в данных условиях условиях Россию ждет еще один год без роста потребления: инфляция снижается медленнее, чем в базовом сценарии, реальные зарплаты и доходы падают и в 2016 году.
*Выход из рецессии откладывается до 2017 года, но вклад чистого экспорта в рост останется положительным еще в начале 2016 года. Переход к режиму большей экономии бюджетных расходов станет неизбежным. Индексация пенсий пройдет в объемах, предлагаемых Министерством финансов, ниже инфляции (5,5% в 2016 году), что дополнительно ударит по доходам населения.
В то же время эксперты отмечают, что «шоки», которые ударят по мировой экономике, лишь незначительно заденут Россию, в первую очередь, из-за того, что санкции отрезали российские компании от международных рынков капитала.
*Хотя события, которые сейчас разворачиваются, могут иметь для мира поистине драматические последствия, Россию они затронут по касательной. Действительно, в периоды экономического бума подобные шоки могут развернуть тренды роста. Но в условиях рецессии изменения на качественном уровне не выглядят значительными. То, что страна оказалась отрезанной от мировых рынков капитала еще до появления новых вызовов, снижает ее уязвимость к новым шокам и уменьшает число каналов их передачи. В результате, негативное влияние сводится к снижению цен на сырье, небольшому ускорению оттока капитала и дополнительному снижению курса рубля. Политика гибкого валютного курса помогает экономике быстро адаптироваться к новым внешним условиям, снижая последствия шоков. Старые проблемы (например, истощение средств Резервного фонда в случае длительного периода низких цен на нефть), конечно, обострятся. Положение потребителей снова ухудшится (особенно в первые полгода после шока), а выход из кризиса займет больше времени. Но катастрофические сценарии никак не просматриваются.
Результаты расчетов аналитиков Сбербанка показывают, что в этих условиях Россию ждет еще один год без роста потребления: «Инфляция будет снижаться медленнее, чем в базовом сценарии, реальные зарплаты и доходы будут падать и в 2016 году». Выход из рецессии откладывается до 2017 года, пишут они в своем обзоре. В этих условия будет неизбежен режим жесткой экономии бюджетных расходов. К примеру, индексация пенсий пройдет в объемах, предлагаемых Министерством финансов, ниже инфляции (5,5% в 2016 году), что дополнительно ударит по доходам населения, резюмируют аналитики.
Ранее, 28 мая 2015 года Минэкономразвития РФ опубликовало обновленные сценарные условия и основные параметры прогноза социально–экономического развития РФ и предельные уровни тарифов на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Базовый сценарий основан на предпосылках и условиях, которые предполагают продолжение действия негативных последствий технологических и финансовых экономических санкций в среднесрочном периоде. В условиях сохранения геополитической напряженности значительно повышается неопределенность траектории дальнейшего экономического развития. Это создаст определенные трудности и риски возобновления роста инвестиций в основной капитал. Реализация рисков геополитической напряженности может привести к ужесточению условий привлечения заемных средств на внешних рынках, что резко сузит возможности корпораций по рефинансированию долга и повлечет за собой сокращение инвестиционных планов компаний. Сохранение геополитических рисков также формирует предпосылки к масштабному оттоку капитала, что в свою очередь может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, сохранению высокого 83 уровня инфляции и ухудшению потребительской уверенности. Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также реализации ограничений, направленных на снижение энергетической зависимости стран Европы от поставок из России. В кратко- и среднесрочный период у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время сохранение напряженности может ослабить ожидаемую динамику ВВП. В долгосрочном периоде сохраняющиеся санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.
Чистый отток капитала в 2015 году, по уточненным данным Минэкономразвития, может составить около 110 миллиардов долларов (против 115 миллиардов в предыдущем прогнозе), в 2016 году он сократится до 70 миллиардов долларов и до 60–55 миллиардов долларов в 2017–2018 годах.
Среднегодовой курс рубля в 2015 году ожидается на уровне 60 рублей за доллар при среднегодовой цене на нефть Urals 50 долларов США за баррель. В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться – примерно до 53 рублей за доллар США к 2018 году, прогнозируют в Минэкономразвития.
Минэкономразвития не изменило прогноз по инфляции на текущий год в 11,9%. "При низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится почти вдвое – до 6,5–7,5%. К 2018 году в условиях укрепления рубля инфляция снизится до 5%", - отмечается в документе.
В 2015 году на фоне существенного падения инвестиций и сокращения расходов домашних хозяйств ВВП в реальном выражении снизится на 2,8%. При этом уже в конце текущего года предполагается возобновление экономического роста до 2,3% в 2016 году и до 2,3–2,4% в 2017–2018 годах. Ранее Минэкономразвития прогнозировало ускорение роста ВВП в 2017-2018 годах до 2,5%.
В 2015 году ожидается более глубокое сокращение инвестиций в основной капитал - на уровне 10,6% в базовом варианте. Снижение спроса на инвестиции будет связано с ухудшением доступности кредитных ресурсов, удорожанием импортируемых инвестиционных товаров, ростом долговой нагрузки и общей экономической неуверенности инвесторов. Инвестиции в основной капитал возобновят свой рост с 2016 года, и в среднем прирост инвестиций в 2016–2018 годах в базовом варианте составит 2,9% в год (3,1% в 2016 году, 2,3% - в 2017 году и 3,2% в 2018 году).
Замедление инфляции и возобновление экономического роста обеспечат рост реальных доходов населения темпами 1,1 % в 2016 году и 2,6% в 2017 году и 2,8 % в 2018 году.
Оборот розничной торговли в 2015 году, по оценке Минэкономразвития, снизится на 8,2%, в 2016 году возобновится рост оборота ритейла до 1,5%, в 2017 году он ускорится до 3,1%, в 2018 году - до 3,7%.
Спад промышленного производства в 2015 году, по прогнозу министерства, составит 1,3%, в 2016 году на фоне низкой базы вырастет на 1,5%, в 2017 году рост ускорится до 1,6%, в 2018 году - до 1,9%.
Экспорт РФ в 2015 году по базовому сценарию сложится в объеме 348 миллиардов долларов, в 2016 году - 376 миллиардов долларов, в 2017 году - 402 миллиарда, в 2018 году увеличится до 431 миллиардов долларов. Российский импорт в этом году прогнозируется на уровне 217 миллиардов долларов, в 2016 году- 236 миллиардов долларов, в 2017 году - 250 миллиардов, в 2018 году – 263 миллиарда долларов.
Риски ограничения роста производственного потенциала промышленности связаны со снижением инвестиций в основной капитал в последние годы и сохранением инфраструктурных ограничений со стороны транспорта и энергетики. Запас промышленных мощностей и конкурентные преимущества, полученные от девальвации рубля, могут оказаться недостаточными для поддержания целевых темпов экономического роста в России в ближайшие годы. Импортозамещение может не оказать существенного положительного влияния, так как загрузка конкурентоспособных производственных мощностей находится на высоком уровне, а безработица – по итогам 2014 года (3,9 млн. человек) достигла минимума за последнее десятилетие. Эти факторы отражают снижающийся потенциал роста экономики.
Основные риски социально-экономического развития в предстоящий прогнозный период, обусловленные демографическим фактором, связаны с сокращением численности населения в трудоспособном возрасте. Тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте сохранится вплоть до 2027 года. Потери самой востребованной и производительной категории трудовых ресурсов могут составить 2,6 млн. человек к 2018 году и 5,7 млн. человек к 2027 году. В процентном отношении к среднегодовой численности занятых в 2014 году эти потери составят 3,1 и 6,7 % соответственно.
Столь масштабное сокращение численности населения трудоспособного возраста, при неблагоприятном развитии ситуации в сфере модернизации и технологического переоснащения производства, может привести к дефициту трудовых ресурсов. Преодоление возможного кадрового дефицита потребует существенного роста как государственных, так и частных инвестиций, направленных на повышение производительности труда. Причем речь идет не только о модернизации технико- технологической базы производства, но и о совершенствовании его организации, направленной на повышение интенсивности труда, более рациональное использование рабочего времени, повышение мотивации работника к высокопроизводительному труду. Частично дефицит трудовых ресурсов может быть компенсирован за счет повышения экономической активности. Однако это направление имеет очень ограниченный потенциал. Следует также отметить риски, связанные с ростом численности населения старше трудоспособного возраста, а значит и демографической нагрузки. Пик роста демографической нагрузки приходится на 2027 год. Количество нетрудоспособных граждан на 1000 лиц трудоспособного возраста может вырасти к этому периоду на 180 человек или на 25,8 %, что увеличит нагрузку на социальный сектор экономики и прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения.
Все новости
|