2011-02-02 Инвестиции в месторождения. Инвестиционный климат РФ в 2011г.
Минэкономразвития по инициативе представителей бизнеса разработало минимальный стандарт инвестиционного климата для регионов. А именно что должны сделать власти субъектов РФ для того, чтобы к ним шли инвесторы. Об этом шла речь на недавней встрече Дмитрия Медведева с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной.
В разговоре с главой министерства президент охарактеризовал состояние инвестиционного климата в нашей стране как неудовлетворительное. Он заявил, что тема инвестиционного климата должна стать одной из главных среди экономических приоритетов правительства в 2011 году. Поэтому уже в этом году планируется принять ряд поправок в закон об иностранных инвестициях, суть которых сводится к тому, чтобы облегчить инвесторам доступ в пищевую, медицинскую, банковскую деятельность, либерализовать контроль в сфере недропользования. Что касается методов привлечения инвестиций, то они должны быть, как выразился президент, нестандартными.
Еще в прошлом году регионы заставляли разрабатывать собственные программы создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, которые должны быть готовы воплощаться в жизнь уже летом этого года. В помощь регионам министерство экономического развития подготовило Модельную программу улучшения инвестиционного климата в субъекте РФ. В программе восемь приоритетных направлений. Среди них: необходимость создать благоприятную для инвестиций административную среду; подготовить инфраструктуру, сформировать финансовые механизмы привлечения и поддержки инвестиций.
Кроме того, инвесторов необходимо завлекать налоговыми преференциями, выгодными тарифами, содействием в подборе поставщиков, квалифицированными работниками и высоким спросом на продукцию. Предполагается, что в регионах будут созданы специальные советы по улучшению инвестклимата во главе с губернатором, а также агентства по работе с инвесторами.
Что касается создания благоприятной административной среды, то минэкономразвития предлагает как раз нестандартный подход. А именно обеспечить инвестора оперативной связью с руководством субъекта РФ. Как записано в программе, это необходимо для решения в режиме онлайн возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов. Инвестор и губернатор региона всегда должны быть на связи. По словам директора департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Сергея Белякова, многие пока иронично воспринимают тезис о том, что губернатор должен давать инвесторам свой мобильный телефон. "С одной стороны, я согласен с этой иронией, потому что, наверное, это не та мера, которая способна изменить ситуацию, - сказал Сергей Беляков на встрече с представителями регионов в Центре социально-консервативной политики, где за "круглым столом" обсуждались варианты улучшения инвестклимата. По его мнению,
сам факт такой открытости - это не просто передача своего контакта инвестору или тому, кто реализует проект. "Это демонстрация некой открытости власти на самом высшем уровне и попытка изменить менталитет чиновников, - считает руководитель департамента минэкономразвития. - Потому что если этот огромный аппарат знает, что в случае чего инвестор может обратиться на самый верх и там никаких закрытых дверей не будет, то, конечно, выстраивается работа с инвестором по-другому и на более низком уровне. С генералом не всегда достаточно договориться, договариваться надо с лейтенантом. Так вот открытость "генерала" означает, что и лейтенантский корпус будет открыт, и проблемы будут решены".
Сергей Беляков уверен, что центральным звеном в улучшении бизнес-климата должны быть региональные власти во главе с губернатором. "Однако, если они не заинтересованы у себя в регионе что-либо менять, если они не начнут принимать инвестиционные программы, которые должны разрабатываться не для того, чтобы отчитаться перед правительством, тогда ситуация не изменится, - считает глава департамента.
В минэкономразвития считают, что только в Калужской и Ульяновской областях могут похвастаться позитивной инвестиционной картиной. Причем Калуге впервые за десять лет по объему привлеченных иностранных инвестиций удалось обогнать такой сырьевой регион, как Сахалин с его мегапроектами "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Привлекая одного якорного инвестора, создается возможность для привлечения еще большего количества инвесторов. "И опыт Калужской и Ульяновской областей говорит о том, что можно вести эту политику, не дожидаясь каких-то преференций, каких-то мер финансовой поддержки со стороны федерального центра, - считает Сергей Беляков. Необходимо самостоятельно проявлять активность и формировать вот такую модель поведения чиновников на местах по отношению к бизнесу. Потому что она сразу окупается, инвестор очень чувствителен в этом плане, он выбирает те регионы, где условия для него наиболее комфортны".
Подходы могут быть разными, но зачастую встречаются "узкие" места, которые характеризуют позицию регионов в том, что касается привлечения инвесторов. Это касается в основном административных действий. "Например, у нас достаточно понятным, но откровенно трудно реализуемым стало то, что региональные власти не должны инвестору, который приходит реализовывать свой проект, особенно крупному инвестору навязывать регионального подрядчика, - объясняет Сергей Беляков. С одной стороны, казалось бы, необходимо всячески поощрять местный бизнес, отстаивать его интересы, продвигать его интересы у себя, но мы неизбежно сталкиваемся с проблемой, что как только такое "навязывание" или "стимулирование" происходит, то у инвесторов сразу возникают проблемы. Ведь не факт, что местный бизнес наиболее эффективен или в большей степени удовлетворяет запросы и потребности того инвестора, который хотел бы прийти. А как только здесь открывается рынок и инвестор сам выбирает подрядчика, с кем ему комфортнее работать, даже не из этого региона, и местная власть не чинит никаких препятствий ему в этом плане, тогда создается более комфортная конкурентная среда. Вот такие мелочи, но очень конкретные действия региональных властей стимулируют бизнес. А без таких действий никакого развития инвестиционного климата в регионе, конечно же, не будет".
Один из регионов, где есть свои рецепты, как завлечь инвестора на территорию, мягко говоря, с непростым климатом, - Якутия. Поэтому большинство проектов, которые здесь реализуются, основаны на минерально-сырьевой базе. По словам зампреда правительства республики Геннадия Алексеева, начиная с 2007 года в Якутии фиксируется ежегодное удваивание инвестиций в основной капитал. Однако главная проблема для региона - инфраструктура. О каких комфортных условиях для бизнеса можно говорить в Якутии, где протяженность железных дорог составляет 13 см на один кв. км. Причем важны не только автомобильный и железнодорожный транспорт, но и электроэнергетика, связь, коммуникации. "К сожалению, наше законодательство стимулирует исключительно те виды бизнеса, которые связаны с добычей сырья и обязательной немедленной продажей его за рубеж, - считает Геннадий Алексеев. Вот тогда ты молодец, тогда тебе возврат НДС и все остальные преференции, включая льготы по НДПИ, включая таможенные льготы и т.д. А какие льготы для тех видов бизнеса, которые связаны с глубокой переработкой?"
Зампред правительства Якутии предложил свой вариант решения вопроса по созданию комфортных условий для инвесторов. "Есть жесткая система контроля за отслеживанием заявок, поступающих от инвесторов, - поделился своим опытом Геннадий Алексеев. - Неделя дается соответствующему отраслевому министерству на то, чтобы отреагировать на заявку. Если в течение недели оно не отвечает, тогда соответствующий зампред правительства берет это на контроль. И если через неделю еще не выполнена заявка от инвестора, то это уже вопрос президента Республики Саха (Якутия). Если снизу не решается, то мгновенно доходит до первого лица, и тогда этот вопрос уже разбирается с непосредственным участием руководителя региона".
Не приходится сомневаться, что, пройдя всю эту цепочку, заявки инвестора, касающиеся оформления различных имущественных вопросов или технологического присоединения к энерго- и теплосетям, решаются на удивление быстро.
Этот региональный опыт заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Коган назвал крайне любопытным. В связи с этим эксперты предлагали провести комплексный анализ всех регионов, чтобы выявить конкурентные преимущества каждого.
Сейчас в минэкономразвития активно работают над мерами по улучшению инвестиционного климата. Уже известно, что в 2011 году одним из ключевых направлений будет региональный аспект в сфере повышения инвестиционного климата. Потому что, по заверениям чиновников, усилия только на федеральном уровне никакого эффекта не дадут. Особенно это показательно на примере различного рода льгот. Если федеральные власти будут предоставлять какие-то финансовые преференции, субсидии, трансферты, льготы по федеральным налогам, а на региональном уровне ничего сделано не будет, это пустая трата денег. Ведь инвесторы реализуют свои проекты в конкретных регионах и сталкиваются с административными барьерами не вообще из-за неэффективного законодательства, а вследствие проблем на конкретных территориях. Между тем.По оценкам Банка России, за три квартала 2010 года отток капитала из страны составил 21 млрд долларов! И это несмотря на создание Таможенного союза, когда были убраны внутренние барьеры, фактически расширив внутренний рынок более чем на 20%, все равно наблюдаем отток капитала. Хотя можно это считать и стимулом улучшать климат, и создавать благоприятные условия для бизнеса. Часто это вопрос в мелочах.
Все новости
|